Психологические особенности застенчивых людейСтраница 2
Открытие внутреннего мира - радостное и волнующее событие, но оно вызывает много тревожных и драматических переживаний. Смутное беспокойство, ощущение внутренней пустоты, которую надо чем-то заполнить, потребность в общении. Но в то же время повышается избирательность в выборе друзей, потребность уединения.
Не дают покоя мысли о внешнем облике. Вряд ли найдется юноша или девушка, довольные своей внешностью. На этом фоне разыгрываются целые трагедии: высокий или низкий рост, непропорциональные конечности, длинный нос или оттопыренные уши, появление угрей или прыщей на коже - причин для недовольства собой достаточно. И это как раз в тот момент, когда хочется нравится лицам противоположного пола. Недовольство собственной внешностью вызывает особую подростковую застенчивость, нередко служит мотивом непредсказуемых поступков. А сколько страданий доставляет тинейджерам избыточный вес. Стремясь похудеть, подростки, чаще девочки, резко снижают количество потребляемой пищи, а нередко совсем отказываются от еды, доводя себя до полного истощения. Нередко этому предшествуют слова окружающих о том, что они "толстенькие", "жирненькие", либо насмешки со стороны сверстников. Явные отклонения в физическом развитии от принятых в классе или во дворе стандартов приводят к заниженной самооценке, неуверенности в себе, беспомощности, развитию комплекса неполноценности.
Эти типичные проблемы подросткового возраста лавиной обрушиваются на неокрепшую психику еще недавнего ребенка, вызывая изменения в его поведении и недоумение и раздражение у родителей. Очень часто причиной непонятных для родителей изменений в характере подростка является его застенчивость. От застенчивости страдают в основном те люди, у которых неуверенность в себе - особенность личности. Такой человек всячески избегает ситуаций, в успехе которых он не уверен наверняка: лучше ничего не делать, чем делать плохо. Особенно остро такой человек страдает от собственной застенчивости в обществе новых, малознакомых ему людей. Застенчивость свойственна и мальчикам, и девочкам в одинаковой мере. Если подростку своевременно не оказана квалифицированная помощь, застенчивость со временем может уродливо трансформироваться в наглость, развязность, хулиганское поведение, склонность к "плохим" компаниям. Так срабатывает механизм компенсации: ненормативной лексикой и грубой силой подросток пытается защитить свой внутренний мир от вмешательства посторонних. В дальнейшем застенчивость накладывает свой отпечаток на различные аспекты жизни: создание собственной семьи, неудовлетворённость своим кругом общения, трудностью выбора профессии.
Рассмотрим причины, приводящие к появлению хронической застенчивости:
1) Особенности характера ребёнка - тревожность, нерешительность, склонность к "самокопанию".
2) Частые заболевания (неврозы, последствия травм, нейроинфекций), заикание, физические недостатки.
3) Деспотичные родители, постоянно и не всегда "по делу" одергивающие своих детей, стремящиеся контролировать и критиковать каждый шаг подростка.
4) Неблагополучная обстановка в семье, скандалы.
5) Школа, где у учителей низкий уровень педагогической культуры, чрезмерные и жестокие наказания [11, с. 41].
Юношеский возраст (от 15 - 17 до 19 - 21). В психологическом плане главной особенностью данного возраста является вступление в самостоятельную жизнь, когда происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются специфические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигрывание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессиональный выбор.
Некоторые особенности эмоциональных реакций юношеского возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. В частности, юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения и т.п. Физиологи связывают юношескую неуравновешенность, резкие смены настроения, частые депрессии и экзальтации, конфликтность и общую негибкость эмоциональных реакций с нарастанием в этом возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения. Но поскольку пик эмоциональной напряженности, тревожности большинство психологов относят к 12-14 годам, то чаще эмоциональные сдвиги юношества объясняют социальными факторами, причем индивидуально-типологическими. В частности, это - противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа "Я", противоречивость внутреннего мира и т.д.
Зрелость (от 25 - 30 до 55 - 60). Психиатр Лелор выделил три типа застенчивости. Согласно его наблюдениям, первым, наиболее распространенным, является страх действия, он делает робкого человека особенно неловким в день экзамена или публичного выступления. Ко второму типу относится боязнь контакта с реальной жизнью, проявляющуюся перед лицом непривычных обстоятельств. И, наконец, третьей формой застенчивости является страх самоутверждения, испытываемый в ситуациях, когда необходимо проявить характер: потребовать вернуть долг, отказаться в ресторане от не заказанного, но поданного блюда и т.п.
Исследование устойчивости внимания
Для данного исследования мы использовали методику "Переплетенные линии". Методика проводилась по двум группам испытуемых.
Цель: исследование устойчивости внимания.
Задача: выявление уровня устойчивости внимания.
Результаты исследования:
Проведенное нами исследование показало, что в одной группе испытуемых из 15 человек выс ...
Основные виды деятельности и их развитие у человека
Виды деятельности: внешняя и внутренняя. Внутренние действия подготавливают внешние, она экономит человеке усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие, дает возможность человеку избежать грубых ошибок. Во-первых, внутренняя деятельность имеет принципиально тоже строение, что и внешняя и отличается только формой п ...
Словарь
Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека. Это понятие используется в психологии при описании 2 явлений.
1. при анализе индивидуально-психологических различий индивидуальность понимается как своеобразие психологических свойств человека, проявляющиеся в разных сферах (интеллекте, темпераменте, личности).
2. при а ...