ВведениеСтраница 1
Изменение социально-экономической ситуации в обществе, ценностных и социальных ориентации людей привели к усугублению конфликтов, к сложностям при установлении контактов и восприятии людьми друг друга. Затруднения при знакомстве, возникающие отрицательные эмоции в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность обусловлены функционированием такого феномена как застенчивость. Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.
Застенчивость и порожденные ею трудности общения являются одной из главных психологических проблем современности в связи с тем, что все большее количество людей проживает концентрировано в городах, где необходимость взаимодействия особенно актуальна. При этом нагрузка на психику в настоящее время несравнимо больше, чем ранее. Она определяется высоким ритмом жизни, обилием информации, своеобразием способов ее приобретения и многими другими обстоятельствами. В неблагоприятных условиях глубоко личностные свойства, такие как застенчивость, аутистичность, интровертированность, могут обостряться и из субъективно ощущаемых трудностей превращаться в объективное препятствие для полноценных личностных контактов.
Как отдельное самостоятельное свойство личности, застенчивость в отечественной психологии практически представлена в работах Кона И.С., Добровича А.Б, Кунициной В.Н., Шингаева Н.В, Бойцовой Е.Н, Галигузовой.Л.Н. В зарубежной психологии следует особо отметить исследования Ф. Зимбардо. Несмотря на разное понимание застенчивости различными авторами, можно выделить общие характеристики в понимании ее генезиса. Это связь застенчивости с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и возникновение затруднений при установлении контактов и процессе общения в целом.
Обнаружена также неоднородность проявления застенчивости в различные возрастные периоды. Это связано с тем, что в разные возрастные периоды застенчивость негативно сказывается на формировании возрастных психологических новообразований, вызывая стагнацию их развития. Застенчивость может быть временным явлением (возрастная и ситуативная) и постоянной личностной чертой.
По данным В.Н. Куницыной, значительная часть взрослого населения нашей страны попадают в категорию застенчивых - 30 % женщин и 23 % мужчин. У школьников распространенность застенчивости колеблется от 25 до 35 %. Степень застенчивости различается у представителей разных культур (по данным Зимбардо Ф.) - у японцев и на Тайване, например, она выше. У них же гораздо больше застенчивых мужчин, чем женщин. В Израиле, Мексике, Индии, наоборот, более застенчивы женщины, а в США эти различия отсутствуют. Проблема застенчивости людей в более позднем возрасте мало исследована. Застенчивость пронизывает все сферы психики человека - физиологическую, когнитивную, эмоциональную и поведенческую. Все эти реакции возникают из-за опасения быть отрицательно воспринятым другими, быть отвергнутым. Крайняя застенчивость становится социальной фобией, несмотря на желание общаться. Особо негативно застенчивость влияет на личность в процессе взросления, когда формируется подлинная самостоятельность, аутентичность, способность нести ответственность за свои поступки и свою жизнь в целом. Таким образом, рассмотрение особенностей застенчивости приобретает особую значимость в теоретическом и практическом планах, чем и определяется актуальность исследования. Актуальность проблемы и ее недостаточная проработанность в рамках психологии предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: застенчивость как личностное свойство.
Предмет исследования: гендерные различия в проявлении застенчивости у людей зрелого возраста.
Гипотеза исследования: застенчивость блокирует развитие субъектных качеств личности, как эмпатия, аффилиация и чувствительность к отвержению и сопровождается негативным функциональным состоянием. Существуют гендерные различия в проявлении застенчивости: женщины наиболее застенчивы, когда находятся в ситуации, в которой они занимают приниженное положение, для мужчин характерно центрирование на производимом впечатлении и социальных оценках.
Цель исследования: изучить гендерные различия в проявлении застенчивости у людей зрелого возраста.
Задачи исследования:
Характеристики эмоционального реагирования
Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и св ...
Задание №2
В двух школах района психолог выяснял мнения учителей об организации психологической службы в школе. В первой школе было опрошено 20 учителей, во второй 15. Психолога интересовал вопрос: в какой школе психологическая служба поставлена лучше? Учителя давали ответы по номинативной шкале - нравится (да), не нравится - (нет). Результаты опр ...
Возрастные аспекты социально-психологической структуры класса
Взаимоотношения со сверстниками в коллективе — проблема значимая во всех возрастах. Однако в разное время ровесник занимает различное место в жизни ребенка, а, следовательно, его влияние, роль коллектива меняется, становясь то более, то менее значимым. Существуют данные о том, что интерес к сверстникам, потребность в общении с ними возн ...