Заключение
Страница 1

Взрослея, подростку приходится решать массу непростых задач. Кроме обычных школьных, существуют и другие задачи, которые приходится решать каждому из нас. Их так и зовут - жизненные задачи. Американский психолог Роберт Хэвигхерст выявил восемь задач в своей книге «Задачи развития и образование»:

1. Принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом.

2. Формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола.

3. Принятие мужской и женской роли.

4. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

5. Подготовка к трудовой деятельности, которая могла бы обеспечить экономическую независимость.

6. Подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни.

7. Появление желания нести ответственность за себя и общество.

8. Обретение системы ценностей и этических принципов, которыми можно руководствоваться в жизни.

От решения этих задач не уйти некуда. Чуть запоздал, отложил напоследок, как это люди привыкли делать, пиши - пропало. Не выполнил восемь задач, считай, что не успел на поезд с названием «Взрослая жизнь». Все задачи жизни надо решать в свое время. Таково неписанное правило общественной жизни. Так или иначе, мы затронули эти задачи.

Решения задач, стоящих перед подростком, требует преодоления немалых трудностей. Важно выработать правильную стратегию. Такая стратегия необходима при столкновении с новыми требованиями, с которыми нельзя справиться при помощи ранее усвоенных и привычных форм поведения. Процесс преодоления трудностей протекает следующим образом:

-сначала происходит « первичная оценка» ситуации;

-затем оцениваются собственные возможности, включая возможную со стороны окружающих;

-наконец, на основе неудач или новой информации можно прийти к оценке проблемы, включающей новую постановку задачи и новые варианты поведения.

В благоприятном случае наступает желанный исход, т.е. овладение ситуацией. Последовательные ее оценки не должны быть независимыми друг от друга. Они могут переходить одна в другую или испытывать взаимное слияние.

Ответив на вопрос «что мне нужно?», подросток выбирает средства для достижения цели. Если цель реальна, достижима, определена - средства отыскиваются. Цель может только объяснить, но никак не оправдать, иначе налицо полное отсутствие моральных норм, внутренних тормозов: украл, чтобы сделать другому человеку подарок; бил, чтобы убедить в своей правоте. Нет, для того человек и живет среди людей, чтобы научиться соизмерять цели и средства. Цель без определения средств и способов ее достижения - такая же основа пассивности, как и наличие сил, ума, знаний, не ищущих применения.

Ребенка окружает сложный мир человеческих отношений. Как разобраться, что хорошего, а что плохого в этом мире? Как выработать систему взглядов и убеждений? Это очень сложный, длительный процесс идет под влиянием всей окружающей обстановки. Семья, школа, книги, которые подросток читает, фильмы, которые он смотрит, беседы, которые ведет он со старшими, - все это закладывает отпечаток на его взгляды, развивает его как личность.

Вместе с тем очень важно, чтобы получаемые подростком знания прошли через непосредственный опыт его собственных переживаний, через опыт его отношений с людьми. Ему надо все испытать самому, надо все проверить опытом собственных отношений. А их подростки строят по заимствованному образцу: мир отношений подростков можно назвать своеобразной моделью отношений взрослых. Отмечая и усваивая те или иные стороны отношений взрослых, воспроизводя их в отношениях с товарищами, подросток «учиться на взрослого», т.е. учится по-взрослому строить свои отношения. Мир сверстников тем и привлекателен, что здесь можно проверить, применить к себе, глубже понять мир взрослых, приобщиться к нему.

«Кристиан Готлиб Зальцман, филантроп из Шнепфенталя, писал 170 лет назад, относится и к современным родителям: «Причины всех ошибок и пороков воспитанников воспитатель должен искать в себе . Это не значит, что причины всех недостатков и пороков воспитанников действительно находятся в воспитателе. Но значит только, что он должен искать их в себе .

Страницы: 1 2


Психика человека. Проблема и природа
Психика – свойство высокоорганизованной живой материи ГМ субъективно отражать объективную действительность, строить на этой основе не отчуждаемый от субъекта образ мира с помощью, которого он регулирует свое поведение и деятельность. Функции психики: отражение; регуляция активности; сохранение целостности организма, т е адаптация, приче ...

Исследование устойчивости внимания
Для данного исследования мы использовали методику "Переплетенные линии". Методика проводилась по двум группам испытуемых. Цель: исследование устойчивости внимания. Задача: выявление уровня устойчивости внимания. Результаты исследования: Проведенное нами исследование показало, что в одной группе испытуемых из 15 человек выс ...

Р-е П-ких знаний в рамках учения о душе и учений о сознании
1этап- от античности до 19 века. 2 этап- с 19 века до наст. времени. 1 этап- 1ое представление о душе сложилось в античной П, => 2 направления: материализм и идеализм. Вершиной античного матер-зма был атомдестическии матер-зм Демокрита - все состоит из мельчайших не видимых глазом частиц-атомов. Разнообразие окруж. мира и людей-ртомы ...