«Ангелы зовут это небесной отрадой, черти – адской мукой, люди – любовью».
Г. Гейне. Умение любить свойственно только человекуСтраница 1
Еще одно удивительно чудесное свойство есть у человека. Это умение любить, чувствовать другого человека как самого себя, понимать друг друга с полувзгляда. Это чудесное состояние души человека. Любовь может быть самой разной. Это и братская любовь, и материнская, и эротическая, и любовь к самому себе и любовь к Богу, к чему-то высшему.
Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство.[16]
Любовь это высшая форма человеческих чувств. О любви написано сотни тысяч книг. Во имя любви люди пересекали океаны, творили величайшие произведения искусства и шли на плаху. Несмотря на это каждый отдельный человек проходит путь этого опыта снова самостоятельно. Отношения межу людьми могут складываться по-разному, и вне зависимости от этого любовь либо есть, либо ее нет.
Несмотря на многочисленные попытки унифицировать это чувство, единая формула любви так и не найдена. Вместе с тем с токи зрения психологии есть определенные критерии, которые отличают любовь от всех остальных чувств.
В первую очередь этот вид отношений основан на взаимной привлекательности людей. Любовь не привязана к общественной деятельности, когда отношения строятся исключительно на общих целях и разделении обязанностей. Взаимоотношение между людьми, которое называется любовью, не должно быть направлено на достижение, каких либо благ, ибо уже само по себе является благом. Любовь индивидуально избирательна, добровольна и основывается на взаимной симпатии. Так же можно сказать, что это чувство глубокое и интимное, подразумевающее не только взаимопомощь, но и духовную близость, откровенность, доверие.
Вместе с тем многие из перечисленных характеристик присущи и дружбе. Именно поэтому у многих людей испытывающих друг к другу симпатии возникает вопрос о том, являются ли вновь появившиеся у них чувства любовью.
В первую очередь следует сказать, что любовь приходит с формированием эмоциональной зрелости. Именно поэтому первые юношеские или даже подростковые порывы души мы в последствии называем влюбленностью. Половое влечение зачастую является одним из «китов» входящих в состав сложного чувства – любовь. Не пытаясь преуменьшить важность сексуальных чувств, нужно заметить, что в том случае если они являются единственно важными, термин любовь здесь не применим. В подтверждение этого можно привести два аргумента. С одной стороны хорошо известны факты, когда люди лишенные сексуальных отношений, продолжают любить друг друга. С другой стороны, множество людей вступающие в сексуальную связь, совершенно ничего не испытывают к своему партнеру после очередного оргазма.
Любовь как смыслообразующий фактор в жизни проявляется в желании жить для другого человека. При этом все радости и несчастья уже не воспринимаются обособленно. Между двумя людьми растворяется грань «Я» и «Не Я». У них появляется некоторое общее ядро, вокруг которого дальше развиваются обе личности. Здесь, для наглядности уместно вспомнить легенду об андромедах. Согласно этой легенде, со времени создания люди достигли таких высот своего развития, что стали вровень богам. При этом боги испугались и разделили людей, на две части, мужскую и женскую. Но половинки обратно начали слипаться. Тогда боги перемешали половинки между собой, после чего люди на протяжении многих лет блуждают в поисках своей утраченной части. Может быть, именно поэтому ощущение божественной сущности заставляет людей быть вместе и доставляет нечеловеческие страдания в случае расставания. По этому поводу немецкий философ Гегель писал: «Истинная сущность любви состоит в том, что бы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою». Действительно зрелое чувство любви направлено не просто на представителя другого пола, а на конкретную личность с ее неповторимо уникальными индивидуальными свойствами. С точки зрения окружающих такое чувство может оцениваться как заблуждение, и даже заболевание. Однако это не так. Черты одного человек притягивают к чертам другого человека наподобие ключа к замку, являясь неповторимыми в своем роде. Понимание таких чувств со стороны другого человека означало бы, что он тоже влюблен в кого-то из тех, за чьей любовью он наблюдает. Говоря проще не зная все тонкости личности другого человека нельзя понять, почему он испытывает к кому-либо любовь. Так же важно отметить подсознательные механизмы, которые также играют роль в формировании этого великого чувства. Указанные механизмы не осознаются и самим индивидуумом. Он просто ощущает непреодолимую тягу к другому человеку, которую не может, объяснит ни какими внешними факторами. Помните, как поется в песне: «Я смотрю ей в след, ничего в ней нет, а я все гляжу, взгляд не отвожу». Такое чувство иногда оценивается, как колдовские чары и тогда люди в поисках спасения начинают обогащать бесчисленные полчища шарлатанов. Что же касается продолжительности этого чувства, то тут так же вопрос сугубо индивидуальный. У одних она может присутствовать всю жизнь, у других она кратковременна как яркая вспышка падающей звезды. Но не стоит огорчаться если любовь к какому то конкретному человеку прошла. На самом деле это чувство не умирает, а просто переходит в другие формы. По мнению психоаналитиков, такое чувство может принимать самые разнообразные формы. Если у него нет возможности воплотится в другом человеке, оно может проявиться в любви к науке, искусству и даже алкоголю. Но при появлении возможности и подходящего объекта любовь вновь возвращается в привычном для нас образе. Наверное, по этой причине была сказана всеми известная фраза, что любовь спасет мир.
Экспериментальное исследование
сенсорно-перцептивной сферы детей дошкольного возраста с выраженной
интеллектуальной недостаточностью. Задачи и методика эксперимента
Основной задачей данного исследования являлось изучение актуального уровня развития сенсорно-перцептивной сферы детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и создание на этой основе методической системы сенсорного воспитания. Для достижения этой цели предполагалось решить ряд задач. Во-первых, получить возможно более полную ...
Формирование образов родителей и его влияние на дошкольников в полных и
неполных семьях. Понятие «Семья» и ее основные
характеристики
В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы определяются общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он не только ориентируется и действует в плане конкретных сиюминутных сти ...
Индивидуальная диагностика субъективных
проявлений функционального состояния
Проведя литературный обзор по проблеме изучения функциональных состояний в современных работах исследователей, проведём комплексную оценку своего актуального функционального состояния.
Для этого проведём рад необходимых методик и заполним сводный протокол. Для данного исследования мы использовали следующие методики:
1. Шкала состояний ...