Мир вокруг
Увлечения у подростков составляют категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами – с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью.
Личко А.Е. выделяет следующие типы увлечений:
Суицидальное поведение.
С 60-х годов XX века суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой. В детском возрасте сознательных самоубийств практически не бывает, а с 12-13 лет начинается суицидальная активность, достигающая своего апогея к 15-18 годам. У подростков чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера. А превышение количества попыток количества осуществленных более чем в 50 раз, позволяет сделать вывод о том, что многие из них носят демонстративный характер. Покушения на самоубийство в подростковом возрасте часто не желание умереть, а крик о помощи. Подростки говорят о своих желаниях, 80% суицидальных попыток совершается дома, иногда они адресованы кому-то конкретному, а порой можно говорить о суицидальном шантаже.
Наркотизм.
Употребление алкоголя и других психотропных веществ у подростков достаточно распространено. Это обусловлено многими причинами, но в данном случае будут рассмотрены лишь те, которые обусловлены особенностями этого возрастного периода.
Прежде всего, это возможность почувствовать себя взрослым. Особенно это касается легализованных наркотиков, алкоголя и никотина. Часто подобные инициации происходят намного раньше установленного взрослыми возраста. Так по данным исследования проведенного в 2002 году в Волгоградской области в восьмых и девятых классах лишь 5% подростков никогда не пробовали алкогольные напитки, 50% часто употребляют слабоалкогольные напитки, а 27% часто употребляют крепкие спиртные напитки.
Второй причиной подросткового наркотизма является стремление к экспериментированию, поиску новых, необычных ощущений и переживаний. Этот мотив является ведущим при употреблении не легализованных наркотиков. Им очарования в глазах подростка придает запретность.
Влияние группы можно назвать третьей причиной. Стремление походить на своих сверстников и чувство групповой солидарности приводят подростков к употреблению наркотиков. У них отмечается феномен групповой психологической зависимости, когда тяга к спиртному возникает исключительно в своей компании. В научной литературе давно обсуждается вопрос злокачественности подросткового алкоголизма. Однозначного ответа нет, в последнее десятилетие предполагается, что злокачественное течение отмечается только у подростков с преморбидной отягощенностью.
Что касается других психотропных веществ, то в зависимости от частоты потребления и класса вещества, можно говорить о последствиях этого опыта для подростка. Помимо вреда для здоровья, последствием может стать вовлечение подростка в криминальную субкультуру.
Сравнительный анализ социально- психологического и
психотерапевтического тренингов
Мы в своей работе проведём сравнительный анализ социально-психологического тренинга с психотерапевтическим по заданной схеме:
Цели ведущего.
Результаты участника.
Результаты группы.
Средства, с помощью которых достигаются данные результаты. Основными целями тренера, или ведущего, и в социально-психологическом тренинге (СПТ), и в пси ...
Теория каузальной атрибуции Г. Келли
Вопрос о различных типах причин, которые могут быть приписываемы объекту восприятия, это вопрос о том, «откуда» вообще берутся приписываемые причины. На этот вопрос и отвечает развернутая теория атрибутивного процесса, предложенная Г. Келли. В этой теории разбираются два случая.
1. Когда воспринимающий черпает информацию из многих исто ...
Исследование зависимости изменения когнитивных возможностей в среднем
возрасте от специфики профессиональной деятельности
Нами было проведено исследование 15 человек среднего возраста, цельюкоторого стало изучение зависимости уровня когнитивных возможностей у людей среднего возраста от преобладания умственного труда в профессиональной деятельности.
Была исследована группа сотрудников торгового предприятия в возрасте от 40 до 55 лет, в которую входили 9 му ...