Развитие и воспитание внимания у младших школьниковСтраница 1
В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. На развитие произвольного внимания сильно влияет развитие речи и способность выполнять словесные указания взрослых, преднамеренно направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Под влиянием игровой деятельности, отчасти трудовой (главным образом по самообслуживанию) и учебной, преднамеренное внимание у старшего дошкольника достигает достаточно высокой ступени развития, это обеспечивает ему возможность обучения в школе. У дошкольника в его деятельности внимание в меньшей степени подчинено требованию взрослых. В школе же внимание ученика подчиняется распорядку учебной работы, от него требуется быть внимательным не только к тому, что интересно, но и к тому, что не интересно, но обязательно для него как ученика.
У младшего школьника также еще преобладает непроизвольное внимание. Одновременно растет и совершенствуется произвольное внимание. Этому способствует характер учебной деятельности, обучение, пример взрослых. Учебная деятельность требует от ребенка определенных волевых усилий, а также постановки цели: выучить, написать, сделать, слушать – и он заставляет себя выполнять это. Так формируется произвольное внимание.
Учителю необходимо учитывать особенности внимания младшего школьника. Для создания сосредоточенности внимания необходимо вызывать у ребенка интерес к работе, давать возможность активно участвовать в учебном процессе, обращать внимание и на эмоциональные моменты в обучении.
Особенности внимания младшего школьника требуют соответствующего подхода к ребенку. Следует учитывать, что объем его внимания очень мал: не более трех предметов могут быть одновременно в центре его внимания. Трудно бывает ученику долго и сосредоточенно работать, поэтому однообразная деятельность быстро утомляет его, и он отвлекается от работы. Распределить внимание, особенно в I-II классах, ребенку трудно.
Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путем применения отдельных приемов, а всей системой учебной и воспитательной работы школы. Успешное воспитание внимания зависит от следующих основных условий.
1. Ребенок всегда в любой деятельности, при выполнении любой работы должен быть внимательным, всегда работать только внимательно.
2. Школьника следует приучать работать в любых условиях, приучая не отвлекаться на посторонние раздражители, тренировать внимание.
3. Учить ребенка быть внимательным как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
4. Воспитывать привычку быть внимательным, чтобы внимательность стала привычной формой поведения. Для этого необходимо:
· Создавать интерес к учебной работе, помня, что непосредственный интерес воспитывает непроизвольное внимание, а интерес к результатам деятельности, более далекий интерес воспитывает произвольное внимание;
· Создавать условия для активной, самостоятельной и творческой работы учащихся. Работа должна быть посильной для детей, иметь ясно поставленную цель, ученик должен обладать умением выполнить задание;
· Воспитывать у ученика умение заставить себя быть внимательным, делать внимание послушным, учить преодолевать трудности и быть наиболее внимательным в нужный момент. Ученик должен верить в свои силы, поверить, что он может сделать;
· Воспитывать чувство ответственности – непременно сделать намеченное, добиться поставленной цели, разобраться в том, что непонятно;
· Воспитывать внимание через наблюдательность. Учить наблюдать на уроке, дома, в природе. Учить ребенка ориентироваться на улице, соблюдая правила дорожного уличного движения; по поведению птиц, животных, изменениям некоторых растений, по направлению ветра определять погоду; уметь находить грибные и ягодные места в лесу и т.д.;
Мотивация трудовой деятельности
Мотивация - совокупность причин психолог. характера, объясняющих поведение чел-ка, его начало, направленность и активность. Основной, исторически первичный вид челов. д-ти явл-ся - труд. Своеобразные, отличные от труда, но связанные с ним и производные от него виды д-ти представляют игра и учение (С.Л.Рубинштейн).
Труд - сознательная ц ...
Аспекты взаимодействия тела и психики
Тело человека — это живая, открытая, оптимально функционирующая сложнейшая, саморегулирующаяся и самообновляющаяся биологическая система с присущими ей принципами самосохранения и приспособляемости. Тело представляет собой единство множеств, поскольку определенные органы и системы органов зарождаются в эмбриональный период из конкретног ...
Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.
Средства общения: 1) язык 2) интонация (эмоциональная выразительность), 3) мимика, позы, взгляд собеседника, 4) жесты, 5) расстояние. Этапы общения: 1) потребность в общении 2) ориентировка в целях и ситуации общения, 3) ориетнировка в личности ...