Особенности психической активности животных и онтогенез их психики.
Проблема интеллектаСтраница 1
Активность и онтогенез .психическую Д-ть можно познать только в процессе ее развития, поэтому основное внимание ученых должно быть обращено на индивидуальное и историческое становление поведения животных. Именно так понимал изучение психической Д-ти животных В.А.Вагнер/ говоря, что это изучение может быть строго научным лишь при применении 2-х методов: онтогенетического и филогенетического В вместе образуют - биогенетический метод. При анализе любого поведения психической Д-ти встает вопрос о врожденных и приобретенных компонентах поведения В онтогенеза поведения. Две точки зрения на проблему: 1. Учитывались как генетически фиксированные, так и индивидуально приобретаемые компоненты и подчеркивались значение Д-ти как ведущего фактора отбора и модификации врожденных элементов поведения.' 2. одностороннее решение вопроса - сведение всего процесса развития поведения к действию лишь одной из этих категорий факторов. Сложность и многообразие проявлений онтогенеза поведения животных чрезвычайно затрудняет периодизацию этого процесса. Поэтому лучше выделить три периода:
пренатального, постнатального и ювенильного.
Пренатальный период: поведение эмбриона является во многих отношениях основой всего процесса развития поведения в онтогенезе. Значение эмбриогенеза для формирования психической Д-ти состоит в том, чтобы подготовить морфофункциональную основу психического отражения. Это относится как к двигательным компонентам психической Д-ти, так и к подготовке условий для функционирования сенсомоторных систем на постэмбриональном этапе развития. Для подготовки этой базы достаточна генетически фиксированная спонтанная двигательная активность эмбриона, дополняемая эмбриональным научением. Ранний постнатальный период. Психическая Д-ть эмбриона- это поведение и психика в процессе их становления на начальной стадии существования особи. На этом этапе развития важнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой, устанавливаются связи с жизненно важными компонентами этой среды и закладываются основы поведения взрослого животного. Здесь происходит созревание врожденных форм поведения, облигатного и факультативного научения, элементарные формы исследовательского поведения. Облигатное научение - все формы научения, которые необходимы для выполнения важнейших функций, т.е. относящихся к видоспецифическому, инстинктивному поведению. Факультативное научение - приобретение индивидуального опыта, который зависит от частных условий жизни особи и не являются необходимыми для всех представителей данного вида в качестве компонента их инстинктивного поведения.
Ювенильный ( игровой ) период: ( только относительно детенышей высших животных, у которых развитие поведения совершается перед половым созреванием в форме игровой активности).Игровая активность животных представляет собой следующий комплекс весьма разнообразных поведенческих актов, в своей совокупности составляющих содержание поведения молодого животного на этапе онтогенеза. Фабри предложил концепцию: Игра является:
—развивающей Д-тью; — ювенильной ( перед взрослым состоянием) фазой развития поведения в онтогенезе, — не «образец» взрослого поведения, а само это поведение в процессе своего становления.
Связь застенчивости и общения
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины ХХ века (Кати Д., Ли Л., Лассвелл Г., Андерсен М., Кузьмин Е.С., Парыгин Б.Д., Ломов В.Ф., Коломенски ...
Психические свойства и особ-ти 1-я ч-ка в зрелом возрасте
Наиболее продолжительный период онтогенеза- зрелость, имеет условные границы, определяющие его, с 1-ой стороны, от юности, с др.-от начинающего процесса старения. Этот отрезок характеризуется как t расцвета, наивысшего Р-ия интелек-ых способностей и личности человека. Псих-ое развитие в зрелости связано с проф-ым самоопределением юноши, ...
Какими способностями обладает та природа, которая делает человека способным
к одной науке и неспособным к другой
Подобно другим представителям эпохи Возрождения, Уарте пытается объяснить качественное различие вещей результатом различных количественных комбинаций одной и той же первичной материи, различными количественными соотношениями простейших материальных элементов. Об этом подробно говорится в книге. Уарте рассматривает субстанцию как совокуп ...

