Психологический анализ t-щих функций традиционной и инновационной стратегии образования
Образование: -как система -развивающаяся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус- это системы дошкольного, школьного, ср. специального, высшего, послевузовского образования. Образование- целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах Л-ти, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней-цензов, -как создание образа мира(процесс), -некоторая завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью(аттестат, диплом). Под содержанием образования В.С.Леднев понимает содержание триединого целостного процесса, который характеризуется:
1)Усвоением опыта предшествующих поколений. 2)Воспитанием типологических качеств Л-ти. 3)Умственное и физическое развитие. Образование-это акт передачи ЗУН, т.е. обучение. Традиционное обучение-ассоциативно-рефлекторное, на основе ассоциативной теории и теории рефлексов Сеченова, Павлова.
Джон Милль- наши идеи(представления) зарождаются и существуют в том порядке, с которых они есть копия. 2 причины ассоциаций: 1-живость ассоциативных представлений, 2- частое повторение ассоциаций. Главный смысл ассоциативной теории обучения является запоминание. Мышление-репродукция памяти. В основу ассоциативного подхода было положено запоминание путем многократного повторения. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения-Сеченов, Павлов, Рубинштейн, Бабанский. Обучение - восприятие, к-ое -ся на: осознание и понимание. (осознание познавательных учебных задач, осмысливание до уровня понимания).Запоминание(долго1-е, краткого), закрепление->применение(по образцу и творческое). Центральным звеном процесса обучения- осмысливание изучаемого, как активная аналитико-синтетическая Д-ть в ходе решения теоретических и практических задач. Особенность развивающей функции традиционной стратегии обучения -понимание (осмысленное и активное);
на этапе осмысливания выделение в изучаемом существенного, главного, установление причинно-следственных связей, сравнение и ^обобщение; на этапе запоминания- осмысленное продуктивное запоминание; на этапе применения- осознание смысла и содержания практических действий, напряжение умственных и физических сил, сочетание умственных, сенсорных и моторных действий, интерес и желание самостоятельно действовать. Достоинство традиционной стратегии - возможность усвоения большого количества теоретич. знаний. Инновационные стратегии: интериоризация, экстериоризация, проблематизация, рефлексия. Вывод: стратегия интериоризации (-процесс превращения реальных действий с предметами во внешние, идеальные) характеризуется тем, что позволяет обеспечить накопление знаний и овладение приемами оперирования мим, посредством усвоения содержания приемов, самостоятельного его применения и переноса на новые ситуации;
формирование способов приобретения этих знаний(с помощью учителя), действия добывания знаний. Стратегия экстериоризации(-переход внутренних псих-их актов во внешний план, в конкретные внешние реакции и действия человека)- перенесение психического содержания из внутри во вне. Структурирование мысли так, чтобы она была понятна другому. Главное-понимание. Определенное оформление мысли, суждений- это объективизация мысли, т.е. представление ее в социальной воспроизводимой структуре. Развитие мыщления. Диалогизм мышления и проявляется в продуктивном обучении, конструктивных технологиях. Проблематизация-(создание проблемной ситуация-проблемное обучение-В основе- идея С.Л.Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку(учителем) и разрешение(учеником) проблемного вопроса, задач и ситуаций. Проблемная ситуация в проблемном обучении предполагает, что субъект хочет разрешить трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Конструирование особых базовых Д-тей, проблемных ситуаций, их функционирование и организация рефлексии. Совокупность взаимосвязи действий, обеспечивает творческое участие обучаемых, в процессе усвоения ЗУН , формирование творческого мышления и познавательных интересов. Обучение и развитие осуществляется по схеме: Практич. Д-ть->затруднение(фиксирование через проблемную ситуацию, осознание затруднения)->рефлексия->решение -> проверка.
Специфика и условия 1-я психики детей в дошк. и шк. воз-те
Одна из глав. особ-тей дошкол. возраста - 1-е произвольности ведущих психич. пр-сов. Выготский, к-ый считал 1-е произвольности одной из важнейших хар-тик дошк. возраста, связывал это с появлением ВПФ и Т-ем знаковой функции сознания. Он разработал схему формирования чел. психики в пр-се использования знаков как средств регуляции психич. ...
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Анкета "Свойственна ли Вам застенчивость"
1 Бывало ли, что вы покупали вещь только потому, что вам трудно было сказать "нет" продавцу?
2 Если кто-либо громко разговаривает в общественном транспорте или в театре, стесняетесь ли вы попросить его быть потише?
3 Трудно ли вам спросить о чем-нибудь незнак ...
Психологическая мысль России конца XVIII – начала XIX веков. Развитие психологии в XVIII веке
Исследуя в данной дипломной работе особенности развития русской психологической мысли на рубеже XIX века, с точки зрения собственно научного содержания, необходимо рассмотреть место и данного этапа становления в истории отечественного психологического познания вообще, рассмотреть те традиции, которые закладывались в это время и стали ос ...