Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людейСтраница 1
Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества.
Средства общения: 1) язык 2) интонация (эмоциональная выразительность), 3) мимика, позы, взгляд собеседника, 4) жесты, 5) расстояние. Этапы общения: 1) потребность в общении 2) ориентировка в целях и ситуации общения, 3) ориетнировка в личности собеседника, 4) планирование содержания своего общения, 5) бессознательно человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, как себя вести, б) восприятие и оценка ответной реакции собеседника; контроль эффективности общения на основе установления обратной связи, 7) корректировка направления, стиля, методов общения.
Умения, котрые служат для лучшего результата общения: 1) коммуникативная компетентность, 2) практический, психологический ум.3) социальный интеллект. Стратегии общения: 1) открытое общение, 2) закрытое, 3) ролевое, 4) личностное, 5)монологическое, б) диалогическое.
Виды общения: 1) «контакт масок»-формальное общение, отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника; 2) примитивное общение-оценивают другого человека как нужный или мешающий объект; 3) формально-ролевое -когда вместо знаний о личности собеседника-знание его социальной роли;
4) деловое общение; 5) духовное, межличностное общение друзей; б) манипулятивное общение-направлено на извлечение выгод от собеседника (шантаж);
7) светское общение.
Тактика общения-это реализация в конкретной ситуации какой-то стратегии на основе владения техникой общения и знаниями правил общения. Техника общения - это совокупность конкретных коммуникативных умений и умений слушать.
Структура общения: 1) коммуникативная сторона - заключается в обмене информацией между общающимися индивидами; 2) интерактивная сторона -заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; 3) перцептивная сторона -процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе понимания.
Интерактивная сторона - эта та сторона общения, которая фиксирует не только обмен информации, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую деятельность. Теория Парсонса: в основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность, которая является результатом единичных действий. Единичное действие - это элементарный акт, из суммы которых складывается система действий. Каждый акт берется сам по себе, в качестве которого выступают: 1) деятель, 2) «другой» (объект, на которого направлено действие), 3) нормы (по которым организуется взаимодействие), 4) ценности (которые принимает каждый участник), 5)ситуация (в которой совершается действие). Эта теория неудачная.
Теория Щепаньского.Центральное понятие при описании социального поведения -соц. связь, которая может быть представлена как последовательное осуществление:
а) пространственного конфликта; б) психического контакта; в) социального контакта (совместная деятельность); г) взаимодействия; д) социального отношения. Транзактный анализ Э. Берна - направление, предполагающее регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуации и стиля взаимодействия. Каждый участник взаимодействия может занимать одну из 3-х позиций: 1) родитель; 2) взрослый; 3) ребенок. Эти 3 позиции не связаны с соответствующей соц. ролью. Это чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии. Позиция ребенка - «хочу!». Позиция родителей - «надо!». Позиция взрослого - «хочу!» и «надо!». Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят дополнительный характер, т.е. совпадают (если партнер обращается к другому как взрослый, то и тот отвечает с той же позицией).
Типы взаимодействий: 1) кооперация - координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование и суммирование этих сил; 2) конкуренция сконцентрированная на конфликте, который делится на: деструктивный (ведет к рассогласованию взаимодействия) и продуктивный (пораждается не несовместимостью личностей, а различием точек зрения на какую-либо проблему). В общественных отношениях не просто встречается индивид с индивидом и относятся друг к другу, но встречаются как представители определенных групп (класс, профессия). Общественные отношения строятся не на основе симпатий -или антипатий, а на основе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Это отношение между соц. группами или между индивидами как представителями этих соц. групп. Эти отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных соц. ролей. Каждый индивид в своей жизни выполняет не одну, а несколько соц. ролей (студент, учитель). Ряд ролей предписан человеку рождением: мужчина и женщина; другие приобретаются прижизненно. Сама по себе соц. роль не определяет деятельности поведения в деталях, всё зависит от того, на сколько индивид усвоит роль. Акт интернализации определяется целым рядом индивидуальных, психологических особенностей каждого носителя какой-то роли. Поэтому общественные отношения хотя и являются ролевыми безличностными отношениями, всё же в своём конкретном проявлении приобретают определенную личностную окраску, поэтому каждая соц. роль не означает шаблонности поведения, она всегда оставляет диапазон возможностей для своего исполнителя, что можно назвать-определенным стилем исполнения соц. роли. Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличностных отношений второго ряда - межличностные отношения. Существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений есть реализация межличностных отношений в деятельности конкретных людей в актах их общения и взаимодействия. Содержанием межличностных отношений является какой-то вид общественных отношений, т.е. вид соц. деятельности. Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического климата группы, а эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Работа по коррекции нарушения чтения с использованием компьютерных
технологий
При проведении логопедической работы по коррекции нарушения чтения у детей младшего школьного возраста использовались компьютерные программы «Учимся читать» и « Баба Яга учится читать». Программы построены на основе методик обучения детей с нарушением чтения.
Используемые нами программы имеют ряд преимуществ:
- Повышение мотивации дет ...
Военная психология и ее значение в военной
атмосфере. Теоретические
основы военной психологии
Военная психология — прикладная отрасль психологической науки, которая изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека, обусловленные его включенностью в воинскую деятельность (учебно-боевую и боевую), а также психологические закономерности становления конкретных видов воинской деятельности[1].
Повседневные задачи, ...
Коэффициент корреляции «φ»
При сравнении двух переменных, измеренных в дихотомической шкале, мерой корреляционной связи служит так называемый коэффициент «φ», или, как назвал эту статистику ее автор К. Пирсон, — «коэффициент ассоциации».
Величина коэффициента «φ»лежит в интервале +1 и -1. Он может быть как положительным, так и отрицательным, характериз ...