Черты личности. Факторный подход к изучению личности
Теория Кетгела исходит из теории черт и на этой основе строится личностный профиль. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты/ структура к-ых формирует сущность Л-и. Черты представ-ют собой относительно постоянные тенденции реагировать определ. образом в разных ситуациях и в разное t. Л-ть - совокупность черт, позволяющих предсказать повед-е ч-ка в данной ситуации. Черта отвечает за наблюдаемое повед-е, за его регулярность и согласованность. В струк-ре Л-и выделяет: 1) поверхностные - внешнепеременные, неустойчивые черты, сопутствующие друг другу в ряде поведенческих актов. 2) исходные - более стабильные, важные, дают более глубокую оценку поведения и опред-ся только методом факторного анализа;
постоянство в поведении ч-ка. Основополагающая структура Л-и образована примерно 16-ю исходными чертами, сочетание этих черт дает определенный психологич. профиль. Исходные черты можно разделить на 2 подтипа - в завис-ти от их источника; 1) конституциональные - 1-ся из биологич. и физиологич. данных индивидуума; 2) черты, сформулированные окруж. средой. По функциональному признаку черты делятся на: 1) динамические черты, обеспечивают активность достижения цели (Л-ть, стремящаяся к власти). 2) черты способности - обеспечивают эффективность достижения цели (музыкальные способности, интеллект). 3) черты темперамента - связаны с конституциональным фактором и проявляются в скорости, в энергичности, эмоц. реактивности.Также черты делятся на общие и уникальные. Теория Айзенка построена по иерархическому признаку и включает описание трехфакторной модели структуры Л-и. Существует 3 суперчерты или типа Л-и, к-ые оказывают мощное влияние на поведение (с верхними и нижними пределами): 1) интроверсия - экстроверсия; 2) нейротизм - стабильность; 3) психотизм - сила суперэго. Кажд. суперчерта сост. из нескольких составных черт (> поверхностных), к-ые в свою очередь состоят из многочисленных привычных реакций, а те в свою очередь из множества специфич. реакций. Айзенк развил идею: что наследуемый фактор обуславливает различие людей по параметрам реактивности автономной НС, по параметрам скорости и прочности условных реакций. Диспозициональная теория Л-и Олпорта: Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуации. Поведение ч-ка относительно стабильно с течением t-и и в разнообразных ситуациях. Разнообраз. стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции. Многие ситуации, воспринимаемые ч-ком как равнозначные, дают толчок к Т-ю определ. черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения. Черты устойчивы и генерализованны. Черта обеспечивает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особ-ти нашего поведения. Критерии черт Л-и: 1) черта Л-и - это не только номинальное обозначение, она реальна. 2) она является более обобщенным качеством, чем привычка (чистить зубы, стираться - это привычка, а опрятность - это черта). 3) она является движущим, определяющим элементом поведения. 4) она лишь относительно не зависима от остальных черт. Существуют общие черты (измеряемые, узаконеные) - присущие какому-либо количеству людей в пределах данной культуры и индивидуал. черты (морфологические) - такие хар-ки индивидуума, к-ые не допускают сравнений с другими людьми. Он назвал индивид, черты индивид-ми диспозициями, общие же черты изменили название, став просто чертами Л-и. Он выделил 3 типа диспозиций: 1) кординальные - настолько пронизывают ч-ка, что почти все его поступки можно свести к их влиянию (Дон Жуан). 2)центральные - строительные блоки индивидуальности (пунктуальность, внимательность), в рекомендательных письмах. 3) вторичные - < заметные, < обобщенные, < устойчивые (предпочтения в еде, одежде, и т. д.).
Теория Гилфорда (1959г «Л-ть»). Он рассматривал Л-ть как иерархич. структуру черт. В стр-ре Л-и выделяются 3 сферы: 1) сф. способности; 2) сф. темперамента; 3) гормическая сф. - динамич. черты по Кеттелу. Кажд. фактор он рассматривал как общую функцию, проявляющуюся в поведении. Например, параметр темперамента позитивный-негативный в поведении выступает как фактор уверенности против неполноценности.
Эмоции
Эмоции (от фр. emotion — волнение, возбуждение эмоция, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых ...
Результаты исследования по выявлению особенностей копинг-стратегий у
успевающих и слабоуспевающих подростков
Анализ и обобщение полученных данных позволили констатировать общее и различия в тенденциях, характерных для успевающих и слабоуспевающих подростков (Таблицы 4 – 9). Доля адаптивных стратегий преодоления кризисных ситуаций остается неизменной для всех подростков – 25,8%. Неадаптивные же формы реагирования имеют тенденцию уменьшаться у у ...
Заключение.
В современной науке об общении столь огромное количество несовпадающих, а иногда противоречащих понятий и определений, что затрудняет изучение и использования на практике форм и механизмов общения.
Если попытаться определить нашу позицию в вопросе об общении, мы, прежде всего, должны подчеркнуть, что общение является одним из видов дея ...