Понятие деятельности. Структура и характеристика Д-ти

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Понятие деятельности. Структура и характеристика Д-ти

Д-ть - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которой происходит возникновение и воплощение в объекте психич. образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действит-ти. Леонтьев А.Н.: Д-ть - форма активности; совокупность действий, вызываемых мотивом. Мотив - то, ради чего совершается Д-ть. Рубинштейн С.Л.: Д-ть опред-ся своим объектом, но не прямо, а через её «внутренние» законом-ти; внешние причины действуют через внутренние условия. При объяснении психич. явлений в качестве системы внутренних условий выступает Л-ть с её сложной многоуровневой структурой. Основной принцип - принцип единства сознания и Д-ти, согласно к-му сознание возникает, формируется и проявл-ся в Д-ти. Хар-р Д-ти существенно влияет на процесс и рез-т отражения ч-ком окруж. мира, на то, как и какие психич. явления возникают в его сознании. http://335855.ru/detskie-shapki-stilnyie-aksessuaryi-modnoy-rastsvetki/

Структура Д-ти: наиболее полно занимался изуч-ем Д-ти Леонтьев (его кн. «Д-ть. Сознание. Л-ть»): Д-ть ч-ка имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких «слоев» или уровней: l.yp-нь особенных Д-тей (особых видов Д-тей); 2.ур-нь действий; З.ур-нь операций; 4.ур-нь психофизиологич. функций. Действие - относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной осознаваемой цели. Действие включает в качестве компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели. Но данный акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии. Действие - это одно1-ых и акт поведения. Понятие «действие» выводит Д-ть ч-ка в предметный мир, т.е. действия ч-ка предметны: они реализуют соц., производственные и культурные цели. Цель - то, что реализует чел. потребность и выступает в качестве образа конечного рез-та Д-ти. Цель задает действие, а действие обеспечивает реализацию цели. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, могут дробиться на ещё более частные цели и т.д. Цель, на к-ую направлена Д-ть, является > или < отдаленной. Поэт. достижение её складывается из последовательного решения ч-ком ряда частных задач, вступающих перед ним по мере движения к цели.

Выделяются предметные действия - действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Любое предметное действие складывается из движений. Анализ предметных действий показывает, что все они складываются из 3-х простых: взять, переместить, опустить. Умственные действия - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственном действии обязательно включены моторные двигательные компоненты. Перейдем к операциям. Главное их свойство состоит в том, они мало осознаются или совсем не осознаются. Этим операции отличаются от действий, которое предполагают цель—> задачи—>контроль за протеканием действия. Операции бывают двух видов: 1) возникают путем адаптации, непосредственного подражания; 2) возникают из действий путем их автоматизации. Всякое сложное действие состоит из слоя «подстилающих» операций. Действия могут превращаться в операции и наоборот. Пример, в ходе дискуссии у вас возникла одна мысль и вы её высказали, заботясь в основном о её содержании, а не о способе выражения. Вы совершили действие, которое было обеспечено многими операциями: умственными, речевыми, артикуляционными и т.д. Все они реализовали действие - высказывание мысли. Но предложим, что вы не смогли сразу подобрать нужные слова. Тогда вы их ищите. То, что раньше происходило на уровне операций (подбор слов), стало действием: граница сдвинулась вниз. Психофизиологические функции физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов действий, моторная способность и др. В разных видах движений элементы отличаются траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом. С точки зрения качества движение характеризует точностью, меткостью, ловкостью и координированностью. В деятельности человека участвуют движения, обеспечивающие установку тела и сохранение позы, перемещение, выразительные движения (мимика) и речевые движения и др. Пторбеностно-мотивационная сторона деятельности. Содержание деятельности не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Если потребность в качестве мотива дает толчок деятельности, стимулирует ее, то сами формы и содержание деятельности определяются общественными условиями, требованиями и опытом. Так, мотивом, который заставляет человека работать, может быть и потребность в пище. Побуждение, мотивы которые порождают его деятельность, расходятся с непосредственной целью, которая управляет этой деятельностью. То есть отличительная черта деятельности заключается в том, что, порождаясь потребностью как источником активности она управляет сознаваемой цели. Мотив - побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта: совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность. Освоение деятельности: Отдельные действия могут выполняться на разном уровне осознания. Возможны случаи, когда определенные стороны действий требуют сначала детальной, сознательной регуляции, а затем начинают выполняться при всем меньшем участии сознания - это возникновение навыка. Умения - это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения опираются на знания. Навыки и умения всегда включены в виды деятельности. Разделяют: двигательные навыки (в процессе физического труда); умственные навыки (в процессе планирования, вычислений). Навыки образуются в результате упражнений, то есть целенаправленных повторений действий. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений, но и от других причин объективного и субъективного характера. Навыки и умение влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Характеристика деятельности. Каждый вид деятельности является наиболее характерным для определенных возрастных этапов развития ребенка. Текущий вид деятельности как бы подготавливает последующий, так как в нем развиваются соответствующие потребности, познавательные возможности и особенности поведения. В связи с этим в психологии существует понятие о ведущем виде деятельности. И хотя в каждом возрасте существуют все три основные вида деятельности, в разные периоды потребность в них различна и наполнена конкретным содержанием. Деятельность человека - сложное явление. Результатом человеческой деятельности является определенный продукт. Большую часть того, что делает человек, он делает не для себя, а для общества. В свою очередь множество других людей членов данного общества, удовлетворяют потребности каждой личности. Но даже тогда, когда человек что-то делает для себя лично, он использует в своем труде опыт других людей, применяя полученные от них знания. Основной, конституирующей характеристикой является ее предметность. Выражение «беспредметная деятельность лишена смысла». При этом предмет выступает двояко: первично- в своем независимом существовании как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично- как образ предмета, как продукт психического отражения его свойств, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иное осуществиться не может.


Исследование лидерства у школьников. Исследование методикой диагностики лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)
Таблица 1. Данные исследования методикой «Диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)» № исследуемого п/п Сумма балов Уровень выраженности лидерских способностей 1 26 2 2 28 2 3 26 2 4 31 2 5 36 3 6 27 2 7 24 1 8 29 ...

Методики исследования. Экспериментальная беседа по выявлению “внутренней позиции школьника” Н.И. Гуткиной
Структурированная беседа состоит из 12 вопросов, текст которых представлен в приложении №1. Проведение. Перед тем, как задавать вопросы, устанавливается эмоциональный контакт с ребенком. Беседа проводится в обстоятельной и спокойной обстановке. Ответы ребенка фиксируются в протоколе. Цель: Выявить отношение к школе. Полученные резуль ...

Психосоматические расстройства у подростков
Проблема психосоматического здоровья составляет значительную часть «болезней цивилизации» и на протяжении последнего века являлись объектом интенсивных исследований в рамках так называемой психосоматической медицины, ввиду возрастающей роли их в общей заболеваемости населения. Двумя основными группами психосоматических расстройств явля ...