Виды памяти. Развитие памяти в онтогенезе

Проблемой памяти занимались: ЛСВ, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П.П. Блонский, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Г. Эббингауз, Б. В. Зейгарник и многие другие.

Память - это психич. процесс, получения, сохранения и воспроизведения инф-ции об окруж. мире. Память лежит в основе способностей ч-ка, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни Л-и, ни общества. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, т.к. то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего р-я она достигает у ч-ка. Речь - есть мощное средство запоминания, способ хранения информации. У ч-ка есть виды памяти гораздо более мощных и продуктивных, чём у животных: Произвольная - связанная с широким волевым контролем запоминания; Логическая - связанная с использованием логики, разнообразных средств запоминания. Т.о., память можно определить как психофизиологич. и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения своей структуре, но и потому, что у разных людей развиты неодинаково.

Виды памяти:

*по времени сохранения материала: 1.Мгновенная (иконическая) - связанная с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее длительность от 0,1 до 0,5сек. Это память - образ. 2.Kpaткоt - способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Здесь сохран-ся обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала, кратковр память связана с актуальным сознанием ч-ка. Из мгновенной памяти в нее подается только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями ч-ка. (20 сек - длительность удержания информации). 3.Оперативная - рассчитана на хранение информации в течение определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения инфы определяется задачей, и рассчитан только на решение данной задачи. 4.Долговр - способна хранить инфу в течение практически неограниченного срока. Эта инфа может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты. Этот вид памяти тесно связан с мышлением и волей. 5.Генетическая - в ней инфа хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На этот вид памяти мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

*по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору: 1.Зрительная - связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Данный вид памяти предполагает развитую у ч-ка способность к воображению. 2.Слуховая - это запоминание и воспроизведение разнообразных звуков. Особенную разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесно связана со словом, мыслью, логикой. 3.Двигательная - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. 4.Эмоциональная - это память на переживания. Она участвует в работе вех видов памяти. На эмоц. памяти основана прочность запоминания материала. 5.Осязательная, обонятельная, вкусовая - их роль сводится к удовлетворению биологич. потреб-тей или потреб-тей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

*По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала:

1. Непроизвольная - запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной анемической задачи. 2. Произвольная - такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Развитие памяти в онтогенезе.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредовательное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных механических приемов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого превращается в произвольное. В онтогенезе все виды памяти формируется у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности позже всех складывается логическая память («память- рассказ») она имеется уже у ребенка 3-4 лет в элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование связано с обучением. Начало образной памяти связывается со 2 годом жизни, вершины она достигает к юношескому возрасту. Ранее других (6 мес.) начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени - это моторная (двигательная) память. В генетическом плане она предшествует всем остальным (Блонский), но некоторые факты говорят о том, что раньше других начинает действовать аффектная, а не двигательная память. А может быть они появляется и развивается одновременно.


Методика определения мотивов учения М.Р. Гинзбурга
Форма проведения: индивидуальная. Оборудование: стимульный материал к методике. Цель: Выявить преобладающие мотивы учения. Инструкция: "Сейчас я прочитаю тебе рассказ". №1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал; "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в ...

Методика урегулирования конфликтов
Методикой урегулирования конфликтов необходимо владеть каждому руководителю организации или подразделения, персо­налу службы, прерогативой которой являются функции управле­ния конфликтами (например, отдел трудовых отношений служ­бы управления персоналом). С методикой следует ознакомить всех работников организации посредством проведения ...

Понятие о способностях. Способности и задатки
Понятие о способностях. Общее представление о способностях. Разница между способностями, знаниями, умениями и навыками. Быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество — основные признаки наличия у человека способностей. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обус ...