Принцип единства сознания и деятельности как конкретизация принципа детерминизма

Статьи по психологии » Ответы на госудаственные экзамены по психологии ЮУрГУ » Принцип единства сознания и деятельности как конкретизация принципа детерминизма

Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте пс. образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной деятельности. Это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потр-ти.

Сознание – высший уровень пс. отражения действительности, присущий только чел-ку, в результате чего достигается познание и преобразование окр. дейст-ти.

Суть принципа ед-ва сознания и деят-ти заключ. в том, что деят-ть понимается как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека. Деят-ть понимается как форма активности сознания.

Функция сознания заключается в формировании целей деят-ти, в предварительном мысленном построении д-ий и предвидений их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деят-ти чел-ка. Сознание, психика каждого конкретного индивида в данный момент представляет собой продукт развития личности и этого индивида в процессе всей его жизни. При этом основным фактором, формирующим психику чел-ка, является деят-ть. Чем более глубоко и подробно знаем мы жизненный путь чел-ка, ту деят-ть, которой он занимался, ее результаты, тем более точно и всесторонне мы м. оценить личность, а, следовательно - оказывать эффективное воздействие на нее.

С. и Д. взаимосвязаны и взаимообусловлены. Основное позитивное содержание положения о единстве С. и Д. заключается в утверждении и взаимосвязи и взаимообуслов-ти: Д. чел-а обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов, свойств, а последние, осуществляя регуляцию чел. Д-и и является условием их адекватного выполнения. Люди осуществляют ту или иную Д., психологическую структуру которой составляют общие цели, мотивы и способы. Вместе с тем Д. оказывает формирующее влияние на психику каждого чел-а, которая в свою очередь проявляется в Д. Поэтому анализ результатов Д. индивида, его поступки позволяют психологу судить о мотивах его поведения, оценивать другие свойства его Л.

Сознание и деят-ть – узловые понятия психологии как науки. Систематич. разработка принципа ед-ва С. и Д. началась в 30е г.г. XX в. (Ананьев, Леонтьев, Рубинштейн, Теплов и др.). Рубинштейн впервые выдвинул положение о ед-ве С. и Д.: «Д. и С. не есть два в разне стороны обращенных аспекта, они образуют органическое целое, не тождество, но единство». Данный принцип представляет собой конкретизацию принципа детерминизма, важным этапом в реализации которого стало создание Выготским культурно-исторической концепции.

Принцип детерминизма: означает, все сущ-ее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Все пс. явл-я понимаются как вторичное образование, как явл-я, обусловленные действительностью => при изучении пс. явл-й принцип детер-ма предполагает обязательное установление причин, которые вызвали эти явл-я. Детерминация (причинность)- генетическая связь явлений, порождение причиной последующего следствия. Детер-зм - это один из главных объяснительных принципов научного познания, он выступает в форме причинности (каузальности), как совокупность обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.

Виды детер-ма:

a. Системный детер-зм - это зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого.

b. Детер-зм обратной связи - это следствие воздействий на вызванную его причину.

c. Детер-зм статистический - при сходных причинах возникают различные эффекты, подчиненные статистической закономерности.

d. Целевой детер-зм - предваряющая результат цель, определяет процесс достижения.


Характеристики и личные качества руководителя. Виды качеств руководителя
По результатам управленческой деятельности руководители могут быть отнесены к одному из следующих пяти уровней: • репродуктивный – умеет требовать от других то, что знает сам и что предписывают приказы и распоряжения; • адаптивный – умеет приспособить свои требования к особенностям подчиненных; • локально-моделирующий – владеет страт ...

Концепции детского развития Дональда Вудса Винникотта
Предлагаемый обзор концепции детского развития английского психотерапевта Д. Винникотта посвящен анализу значения первого года жизни для последующего развития ребенка. Анализируются условия закладывания склонности к депрессиям, психозам, страхам, антисоциальным тенденциям. С другой стороны, разбираются предпосылки нормального развития и ...

Состояние и перспективы военной психологии
Состояние военной психологии - это отражение развития науки к моменту ее анализа и оценки. Оно оценивается по трем показателям: наличие социального заказа на развитие психологии в конкретной отрасли; заказ войсковой практики на психологическую науку; уровень развития психологической науки. Таким образом, военно-психологическая наука в ...