Изучения влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога. Диагностика профессионального выгорания у педагогов
Страница 1

Статьи по психологии » Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога » Изучения влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога. Диагностика профессионального выгорания у педагогов

Экспериментальное исследование по изучению влияния социально-психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания проводилось на базе ГОСШ № 6 г. Орши. Испытуемыми стали 40 педагогов в возрасте от 21 до 55 лет.

Исследование проводилось в несколько этапов:

- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;

- исследовательский этап - изучение влияния синдрома эмоционального «выгорания» на индивидуальный стиль деятельности;

- аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение полученных данных, подбор рекомендаций, направленных на профилактику эмоционального «выгорания».

Гипотеза исследования: профессиональное выгорание негативно влияет на индивидуальный стиль деятельности педагога.

Во время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась выборка испытуемых, определена диагностическая методика, план исследования. Тестирование испытуемых проводилось при помощи методики диагностики эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) (Приложение А). небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (Приложение Б). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы сырых показателей. Далее был проведен анализ результатов, и вся выборка была разделена на экспериментальную и контрольную в зависимости от сформированности стадий уровня выгорания. На основе полученных данных далее при помощи опросника Хрусталевой Т.М. и Шведчиковой Ю.С. «Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности» (Приложение В) исследовалась зависимость влияния синдрома эмоционального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога.

Опросник был создан в 2004 году, состоит из 85 утверждений и позволяет получить значения по 13 шкалам, которые отражают 9 основных компонентов педагогической деятельности: подготовительный, организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный, контрольный и рефлексивный компонент. Подготовительный компонент характеризует ориентировочные действия учителя; организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный и контрольный компоненты - исполнительские действия; а рефлексивный - контрольные действия.

Результаты, полученные при тестировании педагогов при помощи методики диагностики эмоционального выгорания личности Бойко В.В. сведены в Таблицу 2.1.

Таблица 2.1 - Степень эмоционального выгорания педагогов

Должность

I фаза

II фаза

III фаза

Общий балл

1

2

3

4

итог

5

6

7

8

итог

9

10

11

12

итог

I группа

1

учитель

20

10

10

21

61

2

10

10

20

42

7

3

7

18

35

138

2

учитель

7

10

11

5

33

26

5

21

15

67

10

12

10

13

45

145

3

учитель

24

13

13

28

78

5

3

25

10

43

9

10

7

18

44

165

4

учитель

17

10

22

5

54

20

27

27

25

99

21

23

18

8

70

223

5

учитель

25

10

8

18

61

2

12

28

25

67

10

13

25

30

78

206

6

учитель

30

15

11

25

81

13

2

26

27

68

27

12

10

15

64

213

7

учитель

27

15

20

16

78

15

15

30

23

83

22

23

30

30

105

266

8

учитель

22

8

18

28

76

18

20

28

28

94

26

20

23

28

97

267

9

учитель

28

8

2

26

64

12

7

23

8

50

7

3

13

10

33

147

10

учитель

19

11

0

0

30

23

0

25

14

62

6

8

2

15

31

123

11

учитель

4

21

26

22

73

28

25

15

17

85

28

25

3

8

64

222

12

учитель

22

11

11

5

49

17

18

30

27

92

15

28

25

30

98

239

13

учитель

30

18

13

0

61

10

0

26

12

48

27

7

28

22

84

193

14

учитель

17

5

5

0

27

18

17

12

25

72

7

20

17

25

69

168

15

учитель

5

3

5

12

25

28

5

28

12

73

5

8

23

15

51

149

16

учитель

20

13

6

3

42

20

20

0

23

63

25

10

18

8

61

166

17

учитель

20

7

16

23

66

30

9

23

30

92

30

15

18

20

83

241

18

учитель

27

11

21

15

74

20

10

11

17

58

4

16

28

8

56

188

19

учитель

4

3

7

7

21

17

22

5

25

69

5

15

8

5

33

123

II группа

20

учитель

15

6

21

3

45

10

2

2

7

21

5

3

13

5

26

92

21

учитель

17

0

6

5

28

15

7

8

15

45

2

3

10

4

19

92

22

учитель

24

0

6

0

30

5

12

28

5

50

3

13

8

10

34

114

23

учитель

3

10

6

3

22

15

5

17

12

49

7

5

0

5

17

88

24

учитель

18

8

6

7

39

5

18

0

6

29

10

8

0

13

31

99

25

учитель

17

13

13

10

53

7

2

20

7

36

10

3

13

15

41

130

26

учитель

10

11

11

28

60

8

14

15

7

44

0

13

0

3

16

120

27

учитель

6

10

28

8

52

15

12

8

2

37

2

5

8

8

23

112

28

учитель

20

11

7

8

46

19

0

21

12

52

12

5

7

25

49

147

29

учитель

21

6

10

8

45

10

7

5

28

50

17

11

10

13

51

146

30

учитель

9

8

27

13

57

8

7

18

17

50

15

8

10

10

43

150

31

учитель

8

10

20

11

49

10

7

13

10

40

7

0

8

13

28

117

32

учитель

12

0

8

10

30

13

10

15

15

53

5

11

8

15

39

122

III группа

33

учитель

2

0

0

6

8

0

5

0

0

5

0

3

0

3

6

19

34

учитель

5

3

5

2

15

3

10

2

15

30

2

8

5

3

18

63

35

учитель

7

0

5

8

20

7

7

0

12

26

0

8

0

0

8

54

36

учитель

7

8

7

11

33

5

5

5

17

32

10

3

13

3

29

94

37

учитель

3

5

5

0

13

2

0

0

0

2

0

3

0

3

6

21

38

учитель

2

3

5

8

18

2

0

25

7

34

0

3

10

5

18

70

39

учитель

2

0

6

5

13

2

0

2

2

6

0

16

0

3

19

38

40

учитель

7

10

5

13

35

5

5

0

20

30

2

3

3

6

14

79

Страницы: 1 2 3 4


Психологическая структура школьного класса
В психологии малой группы принято выделять две основные структуры отношений в коллективе: формальную (официальную) и неформальную (неофициальную). Формальная структура представляет собой соотношение позиций членов группы друг относительно друга, заданное извне, не зависящее от членов данной конкретной группы и примерно одинаковое для вс ...

Общая характеристика психического развития ребёнка младшего школьного возраста в условиях учебной деятельности
Анализ кризисного возраста, связанного с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту, предпринимается нами с точки зрения классической концепции Л.С. Выготского, где ключевыми характеристиками категории «психологического возраста» являются социальная ситуация развития и центральное возрастное новообразование. А также, разрабо ...

Общая теория конфликтов
Конфликт – это спор, столкновение двух или человек или групп за обладание одним и тем же социальным благом, которое имеет одинаково высокую ценность для обеих сторон. Иными словами, конфликт возникает только тогда, когда это благо нельзя поделить. В автобусе конфликт возникает из-за свободного места, конфликт между народами – из-за жизн ...