Введение

После ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы третьей угрозой для человечества является наркомания. Она, словно раковая опухоль, пустила метастазы повсюду: в городах и сёлах, в школах и вузах, в многоэтажных домах и студенческих общежитиях, в скромной крестьянской избе и шикарном особняке.

Горе входит в дома и семьи. Люди, пристрастившиеся к пагубному зелью, уже не принадлежат себе. Наркотик становится их страстью, смыслом жизни.

Наркомания обусловливает духовную и физическую деградацию России, губит интеллект нации. Она, как смертельный омут, затягивает детей – будущее страны.

Актуальность выбранной нами темы очевидна. В последние годы настоящим бедствием для нашей страны стало употребление наркотических и токсических веществ детьми и подростками. Масштабы развернувшейся «наркоманической эпидемии» впечатляют даже по цифрам официальной статистики, которая далеко не в полной мере отражает ситуацию. По данным Минздрава России, около 70% подростков (как мальчиков, так и девочек) хотя бы один раз пробовали наркотические вещества. В десятки раз возросло количество несовершеннолетних, находящихся на учете в наркодиспансерах, больных нарко- и токсикоманиями. В некоторых городах в ряде учебных заведений наркотизация стала тотальной.

Специалисты считают, что наркомания намного опаснее алкоголизма. От пристрастия к алкоголю можно вылечиться. Человек сам при определённом волевом усилии может преодолеть его. Наркоманию преодолеть неизмеримо труднее. Труднее, но можно. Главное – в эту борьбу надо включиться всем, кто профессионально работает с молодёжью, а особенно учителям и психологам школ.

Мы считаем, что система профилактики наркомании будет эффективной, если подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения. Приступая к работе по профилактике наркомании, необходимо получить как можно больше научной информации о различных аспектах проблемы.

Целью нашего исследования является изучение основных аспектов проблемы наркомании.

В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:

- изучить научную и методическую литературу по вопросам наркомании;

- рассмотреть существующие классификации наркотиков, их воздействие на организм и сознание человека;

- выявить черты зависимой личности, способствующие наркотизации;

- определить особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции.

Объектом исследования является проблема наркомании.

Предмет исследования: подростковая наркомания как форма зависимого поведения.

Основной метод исследования: изучение научной и методической литературы по проблемам наркомании.

В процессе работы над темой исследования нами были изучены труды отечественных и зарубежных учёных по проблемам наркомании. Отечественные разработки в этой области освещаются в социально-философских трудах А.С. Богомолова, И.С. Кона, М.И. Несмеянова; в работах психологов – С.А. Беличевой, А.Ц. Горбачевой, Ц.П. Короленко, Ю.А. Клейберга; педагогов – В.П. Кащенко, М.А. Ковальчук, И.А. Невского, В.А. Попова, М.И. Рожкова; социальных педагогов – В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, А.В. Мудрика; социологов – А.А. Габиани, Ю.Н. Иконниковой, С.Г. Климова, Л.Н. Рыбаковой, Г.Г. Силласте, Н.К.Топоркова; криминологов –Г.А. Аванесова, А.И. Гилинского; медицинскому аспекту проблемы посвящены исследования Б.С. Братуся, В.В. Ковалева, А.Е. Личко; социологические теории профилактики девиантного поведения, в том числе наркомании, были обоснованы такими зарубежными учеными как Э. Дюркгейм, А. Коэн, Р. Мертон, Т. Парсонс.

Основные теоретические подходы к исследованию проблемы профилактики наркомании подростков в образовательной среде изложены в работах отечественных учёных: С.В. Березина, К.А. Гринченко, Д.Д. Еникеевой, Л.X. Казакова, Д.В. Колесова, К.С. Лисецкого, А.Г. Макеевой, Н.B. Юняевой и др.

Результаты, полученные в ходе исследования, мы планируем использовать в дальнейшем для определения психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности профилактической работы в общеобразовательном учреждении.


Результаты исследования
Первый этап эмпирического исследования реализовывался на группе 30 человек показал следующее. Результаты выбора типа оргкультуры участниками исследования первой (10 человек руководящего звена) и второй (20 человек среднего звена) группы были оформлены в таблицы. Таблица №3.1 Выбор типа оргкультуры группой №1 (руководящее звено) № п ...

Овладение персонажем: рефигурированное «Я»
Этот однажды заданный предварительный вопрос сводится к следующему: что вносит поэтика повествования в проблематику самости? Перечислим здесь то, что утверждает метод повествования относительно теорий самости, которые ничем не обязаны теории повествования. Прежде всего этот метод подтверждает все характерные черты личности, которые рас ...

Экспериментальное изучение гармоничного развития детей до и после рождения. Организация эксперимента
В задачи наших исследований входило определение важности психологической поддержки родителей для гармоничного развития ребенка. Исследования проводились нами в качестве наблюдений хронологического порядка событий за двумя группами будущих матерей, в первой из которых (контрольной) не проводилось специальной психологической подготовки; ...