Особенности проявления психологического стрессаСтраница 2
· импульсивная
(возбудимая) форма, связанная с чрезмерным возбуждением и понижением активности тормозного процесса, временным ухудшением дифференцировок. При этом преобладают ошибочные поспешные действия, появляется суетливость;
· тормозная
("торпидная") форма обусловливается обшей заторможенностью на основе развития охранительного торможения из-за значительного понижения ресурсов нервной системы;
· генерализованная
("гипобулическая") форма, характеризуемая непредсказуемостью, паническими действиями, стремлением не бороться с опасностью, а избежать се любым путем. При этом имеют место алогичные решения, беспорядочное поведение, в том числе реверсивные действия ("действия наоборот") — поступки вопреки здравому смыслу.
Изменение интеллектуальных процессов при стрессе.
При стрессе обычно страдают все стороны интеллектуальной деятельности, в том числе такие базовые свойства интеллекта, как память и внимание. Нарушение показателей внимания в первую очередь обусловлено тем, что в коре больших полушарий человека формируется стрессорная доминанта, вокруг которой формируются все мысли и переживания. При этом концентрация произвольного внимания на других объектах затруднена и отмечается повышенная отвлекаемость.
В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Тем не менее, постоянная загруженность сознания обсуждением причин стресса и поиском выхода из него снижает емкость оперативной памяти, а измененный при стрессе гормональный фон вносит нарушения в процесс воспроизведения необходимой информации.
Следует также отметить возможное нарушение нормального взаимодействия полушарий мозга при сильном эмоциональном стрессе в сторону большего доминирования правого, "эмоционального" полушария, и уменьшение влияния левой, "логической" половины коры больших полушарий на сознание человека. Все вышеназванные процессы не только являются следствием развития психологического стресса, но и препятствуют его успешному и своевременному разрешению, так как снижение мыслительного потенциала затрудняет поиски выхода из стрессорной ситуации.
В. Л. Маршцук и В. И. Евдокимов пишут, что многие феномены нарушения мыслительных процессов при стрессе могут быть объяснены исходя из физиологического понятия доминанты. Согласно мнению данных авторов, при психической напряженности, вызванной острым стрессом, доминанта по закону отрицательной индукции временно гасит другие очаги возбуждения, являющиеся физиологическими субстратами других мнений, более обоснованных мотивов, истинных знаний. По этому поводу они пишут:
"Если пользоваться психологическими терминами, то при этом возникает особая психологическая установка, через призму которой осмысливается наличная и вновь поступающая информация (как через "кривое зеркало"). Прошлый опыт, знания, мотивы временно погашены, и опенка ситуации соизмеряется только с эталоном данной установки, хотя бы и глубоко ложной. Все, что подлежит осмыслению, может видеться в ложном свете, оцениваться тенденциозно, и человеку кажется в данный момент, что он прав (ведь все остальные источники внутренней информации временно погашены).
Дело осложняется и в связи с тем, что доминанта (пока она функционирует и подкрепляется эмоциями) малоуязвима. Как отмечал академик А. Ухтомский, доминанта действует по особым законам — она усиливается независимо от того, положительные или отрицательные воздействия на нее направлены. На языке психологии это означает, что убедительные аргументы порой отбрасываются, а ошибочные мотивы торжествуют. Характерно, что когда напряженность прекращается, когда отрицательная индукция от доминирующего очага перестает оказывать свое воздействие, и в сознании начинает воспроизводиться все, что было в разумном опыте, мы будто бы "прозреваем" от "отравления эмоциями" и порою не можем понять, как же проходили мимо очевидных аргументов, почему мы упрямились, почему грубили, а иногда совершали негативные поступки вопреки собственным ценностным ориентациям" [31; 40 – 41].
Интеллектуальные изменения, имеющие место во время стресса, показаны на следующем рисунке №2.
Изменение физиологических процессов при стрессе.
Классификация наркотиков. Их воздействие на организм и сознание человека
Единого и строго научного определения наркотиков не было до середины XX века, хотя теперь уже доподлинно известно, что люди употребляли их в течение тысячелетий.
Нельзя сказать, что наука не занималась проблемой наркотиков, но это в большей мере были исследования, связанные с анестезирующими (обезболивающими) их свойствами. Попытки най ...
Роль семьи в развитии общения
Рассматривая вопросы преемственности семейного и общественного воспитания, Е.Е. Кравцова показала роль семьи на каждом из этапов детского онтогенеза [19]. С точки зрения Е.Е. Кравцовой роль семьи в развитии ребенка связывается со смысловой сферой ребенка, в то время как образовательные учреждения создают условия для овладения культурным ...
Методология. Методы в психологии. Принципы психологии: активности,
детерминизма, единства сознания и деятельности, развития
Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2) Конкретно научный метод – применение общенаучной методики для специальной конкретной нау ...