Роль семьи в развитии общения
Страница 1

Рассматривая вопросы преемственности семейного и общественного воспитания, Е.Е. Кравцова показала роль семьи на каждом из этапов детского онтогенеза [19]. С точки зрения Е.Е. Кравцовой роль семьи в развитии ребенка связывается со смысловой сферой ребенка, в то время как образовательные учреждения создают условия для овладения культурными значениями предметов и явлений. Автор выделяет ряд оснований для подтверждения собственной точки зрения о механизмах влияния семьи на развитие личности ребенка. Во-первых, как показано в работах Д.Б. Эльконина и многих других исследователей, смысл непосредственно связан с общением ребенка с другими людьми. В этом контексте, семья и семейные отношения обеспечивают малышу осмысление окружающего мира. В противном случае дети имеют серьезные проблемы с воображением и игрой, в которых реализуется смысловая сфера малыша. Это хорошо видно из работ, исследовавших психологические особенности детей, воспитывающихся в детском доме (Н.Н. Толстых, А.М. Прихожан). Следующее основание – это анализ первого вербального опыта малыша, который реализуется в автономной речи, смысловой по главным своим характеристикам. Как видно из работ, изучающих становление и развитие автономной речи, она может быть понята лишь взрослыми, которые имеют очень тесное и близкое общение с ребенком, то есть с его семьей, или с теми, кто заменяет ему реальных родителей.

Итак, семья с самых ранних этапов детского онтогенеза создает условия для развития смысловой сферы ребенка. При этом, если следовать за Л.С. Выготским, семья, одновременно, создает условия для обучения в образовательных учреждениях, где ребенок овладевает общекультурными значениями предметов и явлений. В этом контексте оказывается, что семья и образовательное учреждение имеют разные функции по отношению к ребенку и обеспечивают целостное восприятие мира (смысловое и общекультурное), естественно дополняя друг друга. С этих позиций семья и образовательное учреждение являются необходимыми двумя социальными институтами, обеспечивающими полноценное психическое и личностное развитие в онтогенезе.

Исследование О.Г. Кулиш показало, что в разных психологических возрастах у ребенка есть свой образ благополучной и неблагополучной семьи. При этом одни и те же семейные отношения могут в одном возрасте быть вполне благополучными, а в другом оказывать на развитие ребенка неблагоприятное влияние [24]. В каждом психологическом возрасте семья играет свою особую роль в развитии ребенка. Это, с одной стороны, позволяет говорить о разных психологических задачах, решаемых образовательными учреждениями на разных ступенях онтогенеза и, во-вторых, о разном взаимодействии семьи и общества.

Роль семьи в развитии ребенка младшего школьного периода развития оказалась малоизученной. Анализ особенностей развития в этом периоде, проведенный Е.Е. Кравцовой, показывает, что в семье ребенок учится произвольно переходить от условной ситуации к реальной и обратно.

Жизнедеятельность младшего школьника предполагает, чтобы он не просто умел переходить от условной ситуации к реальной и обратно, но чтобы он был способен считывать и понимать эти переходы у других людей. Помимо этого очень важно, чтобы изменения ситуаций были подчинены не личным потребностям ребенка, а логике общей ситуации. С этих позиций в семье ребенок младшего школьного возраста, как и в дошкольном детстве, нуждается в близком взрослом, как партнере по игре. При этом близкий взрослый, с одной стороны, расширяет темы и проблемы игры, выступает “учеником”, при помощи которого младший школьник осмысляет свои отношения с учителем и, с другой стороны, вводит ребенка в мир взрослых игр (шашки, шахматы, первые картежные игры и т.п.). Важно отметить, что во всех выделенных направлениях близкий взрослый целенаправленно учит ребенка произвольному переходу от реальной ситуации к условной и т.п.

Эти же навыки формируются у младшего школьника и в тех ситуациях, где близкий взрослый учит ребенка произвольному изменению фигуры и фона. Исследования Е.Л. Горловой показали, что центральным новообразованием младшего школьного периода развития является произвольное внимание (произвольное выделение фигуры и фона по Л.С. Выготскому). Анализ особенностей развития детей в младшем школьном возрасте показал, что в этом возрастном периоде очень важна деятельность по интеграции теории и практики. При этом ребенок, с одной стороны, учится опредмечивать те или иные знаковые выражения (к примеру, нарисовать задачу) или теоретически (при помощи определенных знаков) выражать те или иные предметные отношения. Особенности этой деятельности младшего школьника связаны с тем, что он каждый раз выделяет определенную фигуру (центр), по отношению к которой, все другое является фоном. При изменении фигуры изменяется и фон и, соответственно и произвольное внимание ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5


Арабо-язычная наука
Древнегреческая цивилизация в условиях нараставшей социально-экономической деградации общества разрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть добытых знаний. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, создававшая атмосферу воинственной нетерпимости ко всему "языческому". В IV веке был ...

Структура профессионального самоопределения
Как ясно из вышеизложенного, профессиональное самоопределение – понятие сложное и многомерное, имеющее разветвленную структуру. Оно включает в себя, в частности, мотивацию. Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает ...

Уровни психического отражения
Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно–перцептивный, уровень представлений и вербально–логический [5. С. 10]. Рассмотрим эти уровни подробнее. В системе образного отражения сенсорно–перцептивный уровень является базов ...