Методы активизации мыслительной деятельности юриста
Страница 1

Статьи по психологии » Мышление в деятельности работника юридической профессии » Методы активизации мыслительной деятельности юриста

Анализ методов активизации мыслительной деятельности, следует начать с метода стимуляции мотивов мыслительной деятельности. В любой де­ятельности, чтобы достичь поставленной цели, необходимо сильное же­лание, четкое осознание, актуализация потребности в достижении этой цели. Осознание того, что без активизации мышления не может быть до­стигнута цель, что поставленная субъектом задача должна быть решена, является важным стимулом мыслительного процесса. В частности, полу­чив сложное уголовное дело, следователь своим эмоционально-волевым настроем должен сформировать в своем сознании установку — раскрыть преступление. Осознанию этой необходимости придается личностный смысл, вербализируемый примерно в таких словах: «Я должен раскрыть данное преступление, я не имею права не выполнить поставленную зада­чу ».

Переходя затем в подсознание, данная установка становится важ­ным стимулом, сильным побудительным мотивом, своего рода доминантой мыслительной деятельности, направленной на раскрытие преступления. Активное включение в поисковую деятельность. Известно, что плодотворные мысли чаще появляются тогда, когда человек увлечен своей работой. Важно сделать первый шаг. В последующем достигаются промежуточные результаты, которые вызывают положительные эмо­ции, стимулирующие дальнейшую познавательную активность.

Начинающему следователю, получившему материалы сложного уголовного дела, можно рекомендовать: активно включайтесь в рассле­дование, не откладывайте дело даже под самыми благовидными предло­гами «на потом». Необходимо приступать к выполнению следственных действий, какими бы трудоемкими они ни казались. После этого посте­пенно начнут вырисовываться и первые контуры отдельных фактов, по­явятся какие-то новые детали, придут и первые успехи. А это, в свою очередь, принесет удовлетворение работой, станет положительным фактором, активизирующим мышление.

Вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядо­чением информации. Нередко рассуждения вслух, обмен мнениями с коллегами по поводу изучаемого явления обостряют проблему, вскры­вают имеющиеся в ней скрытые противоречия и неполноту знаний о ней. Этому также помогают классификация, систематизация получен­ной информации.

Метод проигрывания ролей - применяется в целях раскрытия преступления, лучшего понимания поведения лиц, участво­вавших в исследуемом событии. Мысленно проигрывая роли различных сторон, на время отождествляя себя с ними, следователь пытается по­нять мотивы и поведение преступника, потерпевшего, старается найти ответы на другие вопросы. Эффективность метода повышается, если в мысленном моделировании принимает участие другой работник проку­ратуры в качестве собеседника. Данному методу сопутствуют рефлек­сивные рассуждения. Метод проигрывания ролей помогает также про­гнозировать процесс рассмотрения любого спора в суде.

Метод отсрочки - в процессе познания истины возникают ситуации, при которых, несмотря на большие усилия, задача все же остается нерешен­ной. В подобных случаях бывает полезно на короткое время отложить поиск решения, переключившись на другой вид деятельности. Иногда просто рекомендуется на время отвлечься, побывать в гостях, в театре, на выставке, посмотреть спортивные соревнования и т.п. Подсознатель­но мысли сами начнут возвращаться к предмету познания, неожиданно появятся и новые подходы к проблеме, нестандартные решения.

Метод группового стимулирования мыслительных процессов. Хотя обычно следователь самостоятельно расследует уголовное дело, в сложных случаях, когда расследование заходит в тупик, бывает целесо­образно передать дело для изучения другому, более опытному работни­ку прокуратуры, чтобы он поделился своими мыслями и суждениями по данному вопросу со следователем, в производстве которого находится это уголовное дело. В некоторых случаях, когда к обсуждению дела привлекаются другие прокурорские работники, оно может принять коллективный характер. Эффективность такого подхода во многом зависит от методики проведе­ния обсуждения.

Страницы: 1 2


Классификации характеров
«Существует множество различных оснований классификации и типологий характеров. Большую известность приобрели классификации характеров Теофраста, Ж. де Лабрюйера, Ф. Галля, Ф. Джордано, Ф. Полана, Н. Лосского, К.Г. Юнге, А.Ф. Лазурского, Э. Фромма. Д.Я. Райгородский объединяет современные классификации характеров в две большие группы: ...

Природа конфликтов в молодой семье в период первичной адаптации. Конфликтность молодой семьи как объект исследований в научной литературе
По определению Н. Я Соловьева, семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство[4]. Молодой семье ...

Выявление уровня сформированности навыка чтения у младших школьников
Используя данные методики нами, были получены следующие результаты (таблица 2 в приложении 5). Норма чтения во 2 классе 40-50 слов в минуту. Как видно из таблицы, разница между результатом конкретного ребенка и предъявляемым нормам значительна. Высокий уровень по результатам исследования не показал ни один учащийся младшего школьного в ...