Основные положения рационально-эмотивной терапииСтраница 1
Основные положения. Создатель метода рационально-эмотивной терапии (РЭТ) Альберт Эллис(р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В 1950-е гг. А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психотерапии. Одним из таких положений является высказывание древнеримского стоика Эпиктета: «Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят». В нем легко прослеживается одна из основных идей всего когнитивизма, начиная с Дж. Келли и до новейших исследований по психосемантике, а именно: человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания (Франселла, Бан-нистер, 1987). Отсюда следует, что основной предмет анализа психической деятельности в РЭТ — изучение способов рассуждений и действий. А. Эллис, по-видимому под влиянием идей А. Адлера, значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию .^-высказываний и анализу безусловно принятых норм и долженствований личности. Основываясь на рационалистическом подходе к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить пациента от сложившихся стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.
Представление о человеке. В концепции А. Эллиса человек трактуется как «самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий». К тому же человек рождается с определенным психическим потенциалом, имеющим две стороны: рациональную (отражающую стремление к любви и личностному росту) и иррациональную, деструктивную (включающую разрушительную и самообвинительную тенденции). Согласно А. Эллису, психологические проблемы проявляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения и т.п.) и ошибочно полагает, что они — абсолютное мерило его жизненного успеха. К тому же человек — существо, чрезвычайно подверженное различным биологическим, психологическим и социальным влияниям.
Основные теоретические положения концепции. Согласно концепции А. Эллиса, источник психологических нарушений при всем своем многообразии - система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая в основном в детстве от значимых взрослых. Невроз, в частности, трактуется как «иррациональное мышление и поведение». Сердцевина же эмоциональных нарушений — как правило, самообвинение. Важным понятием в РЭТ является понятие ловушка, т.е. все те когнитивные образования, которые сознают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п. А. Эллис утверждает, что хотя быть любимым в атмосфере принятия и приятно, человек должен также чувствовать себя достаточно устойчивым и вне такой атмосферы. Поэтому в рамках данного направления разработан своеобразный «кодекс невротика» - перечень ошибочных умозаключений, стремление реализовать которые на практике ведет к психологическим проблемам. Среди них: «Я должен всем доказать, что я - преуспевающий, умелый и удачливый человек»; «Когда меня отвергают — это ужасно»; «Я должен нравиться всем значимым для меня людям»; «Лучше всего — ничего не делать, пусть жизнь решает сама». А. Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (ABCDE-теория). Эта теория, скорее даже концептуальная схема, нашла широкое применение в практической психотерапии, поскольку позволяет самому пациенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ. В этой концептуальной схеме А — активирующее событие; В (belief) — мнение о событии; С (consequence) - последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) - последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).
Составляющие эмоции
Эмоция — это сложное (психическое) состояние, возникающее в ответ на определенные аффективно окрашенные переживания. Интенсивные эмоции содержат как минимум шесть общих составляющих. Одна из них часто распознается нами как субъективное переживание — аффективное состояние чувств, связанное с данной эмоцией. Вторая ее составляющая — это р ...
Психогенные сексуальные проблемы мужчин
Сексуальные расстройства в наши дни превращаются в массовое явление. Как показал опрос, проведенный в США в 1970 г., от 30 до 50 % мужчин испытывают проблемы с потенцией. Эти данные дают основания предполагать, что многие наши клиенты переживают подобные проблемы, независимо от того, по какой причине они приходят за помощью к психотерап ...
Проблема человека в психологии
Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Ч. как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Чел ...