Описание методов исследования
При проведении исследования использовались следующие методики:
1. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла
(форма С, 105 вопросов). Она используется во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностирует черты личности, которые Кеттелл называет конституциональными факторами: общительность, интеллект, эмоциональную устойчивость, подчиненность, экспрессивность, подверженность чувствам, смелость, чувствительность, доверчивость, практичность, прямолинейность, уверенность в себе, консервативность, конформность, уровень самоконтроля и расслабленности, самооценку [15, с.240].
2. Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов», предложена А.А. Реаном и В.Я.Якуниным
. Испытуемых просят оценить значимость для них предложенных 15 мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл – мотив совсем не значим, 7 баллов – максимальная значимость мотива)[5, с.437].
3. Методика «Опросник профессиональной готовности», разработанный Л.Н. Кабардовой.
Профессиональная готовность понимается как субъективное состояние личности, означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональной деятельности. Испытуемым предлагалось оценить по 3-х балльной шкале наличие у себя умения, отношения и желания заниматься определенным видом деятельности (1-не умею, не нравится, не хочу заниматься; 2 балла – умею недостаточно хорошо, равнодушен, все равно; 3 балла – умею, нравится, хочу заниматься)[5, с.449].
Математико-статистическая обработка полученных эмпирических результатов проводилась с помощью параметрического t-критерия Стьюдента и его непараметрического аналога U-критерия Манна-Уитни, что позволило установить достоверность выявленных различий между группами, а также непараметрический критерий Колмогорова-Смирнова для проверки подчинения исследуемых параметров нормальному закону распределения.
Компьютерная обработка проводилась с помощью программы SPSS 15.0
Антропологическая мысль представителей средневекового арабского мира
Проблемы человека рассматривалась и обсуждалась в арабском мире представителями всех идейных направлений.
Выделяются три главных подхода в изучении человека: теологический, мистический, философский.
1. Представители теологического подхода (
мутакаллимы-толкователи Корана и Святого предания Сунны), признавали всемогущего, вездесущего А ...
Личностные характеристики лидеров
Вряд ли можно выделить личностные черты, которые во всех ситуациях позволяют безошибочно определить эффективного лидера. Однако есть некоторые черты, достаточно хорошо характеризующие эффективного лидера в целом ряде различных ситуаций. Как правило, лидеры более умны (но не намного более), чем их последователи. Исследования, проведенные ...
Эмоции и учебная деятельность
Условием успешной учебной деятельности является сочетание оптимальной мотивации и соответствующего уровня эмоционального возбуждения.
Эмоции могут способствовать и наоборот затруднять процесс обучения. Так, например, положительные эмоции способствуют лучшему запоминанию учебного материала, улучшению внимания. Эмоционально-мыслительные ...