Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов
Страница 2

Статьи по психологии » Теоретические основы и типология тренингов » Сравнительный анализ социально- психологического и психотерапевтического тренингов

Выбор того либо иного методического приема, а также конкретного средства в рамках этого приема определяется следующими факторами:

1.Содержанием тренинга;

2.Особенностями группы;

3.Особенностями ситуации;

4.Возможностями тренера.

Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, т.е. полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха и т.п. В ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи и закономерности, уже известные в психологии, а также свои личные ресурсы и возможные особенности.

Особенно эффективными в достижении целей СПТ являются те ситуации и упражнения, которые позволяют через осознание, апробирование и тренировку приемов, способов поведения и идей, предложенных тренером, активно участвовать в них всем членам группы одновременно.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.

Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача тренерской работы.

В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков и установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром, и обсуждением.

Психотерапевтический тренинг имеет, как уже было отмечено выше, свои особенности.

Для подавляющего большинства людей психотерапия как таковая неприемлема, поскольку добровольное стремление подвергнуться курсу психотерапии означало бы поражение, прежде всего в собственных глазах.

Участие в учебной (тренинговой) программе, напротив, означает, что человек борется и не сдается. Тот факт, что в процессе тренинга человек получает психотерапевтическую поддержку, делает ПТТ еще более привлекательным, прежде всего для тех, кто в этой поддержке особенно остро нуждается.

Не смотря на то, что психотерапевтические тренинги нужны далеко не каждому человеку, они справедливо воспринимаются, осознанно или неосознанно, как мероприятие, дающее успокоение. Перефразируя выражение К. Роджерса, группа психологического тренинга выступает как экологическая ниша во время социальной бури.

В связи с этим психотерапевтический эффект дает уже сама встреча человека с группой похожих на него людей и проработка вместе с ними ситуаций из жизни, причем в лабораторных, а значит, гораздо более безопасных, условиях.

Для ведущего в ПТТ важно уметь сконструировать и организовать такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, апробировать и промоделировать новые способы поведения, поэкспериментировать с ними.

Также в тренинговой группе должна быть создана такая среда, основными характеристиками которой являются эмпатия, принятие, безоценочность, атмосфера безопасности, доверия и открытости, позволяющая участникам группы моделировать своё поведение, не стесняясь ошибок.

К наиболее часто применяемым средствам, с помощью которых достигаются необходимые результаты, относятся: групповые дискуссии, ролевые игры, психодрама, и ее модификации , а также психогимнастика.

Страницы: 1 2 


Индивид.-психологические особен-ти личности. Характер и темперамент
К индив.-психолог, особенностям относят: 1. Половозрастные особенности, которые распадаются на возрастные стадии эволюции и онтогенез полового диформизма. 2.Индивидуально-типические свойства: конструкция индивида; 2)функциональная асимметрия; 3)нейтродинамические свойства мозга. Данные индив.-психол. свойства являются первичными. Они оп ...

Основные закономерности возрастного развития
Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития. Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве. Соотношение этих факторов в ...

Результаты экспериментального исследования. Результаты первого этапа исследования
Как уже указывалось, для выявления подростков, чувствующих себя одинокими, нами была использована шкала одиночества «UCLA», предложенная Д. Расселом (1980). Всего в исследовании приняли участие 134 школьника 13-16 лет. Положительный результат по тесту (то есть наличие состояния одиночества) был выявлен у 59 (44, 0 %) испытуемых. Из них ...