Типологические модели социальных характеров
Страница 1

Статьи по психологии » Характер как психологический феномен » Типологические модели социальных характеров

Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А.Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму.

Фромм развивает общее представление о социальном характере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Типология социальных характеров Э. Фромма, созданная в 1947 г. в США, давно стала широко принятой в западной психологии и обрела «второе дыхание» в настоящее время в России. Данная типология имеет выраженную морально-этическую направленность. Э. Фромм дает два типа характеров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов.

Схема 1. Типы характеров по Фромму

I. Неплодотворная ориентация.

Схема 2. Структура неплодотворной ориентации

1. Рецептивная (берущая) ориентация. Данная ориентация базируется на зависимости от других людей и склонности получать блага от них или за счет их. Данная ориентация предполагает, что «источник всех благ» лежит вовне, и единственный способ обрести желаемое - получить его из этого источника. Такие люди стремятся быть любимыми, а не любить. Такова же их склонность и в интеллектуальной деятельности:

- они ориентированы на восприятие идей, а не на их создание;

- настойчиво ищут поддержку, помощь, хорошие условия, возможность опереться на усилия окружающих.

- у них есть определенное доверие к жизни и ее дарам, но они становятся тревожными и приходят в смятение, когда им грозит утрата «источника питания».

При благоприятных условиях нравственного развития в характерах людей с данной ориентацией формируются такие положительные свойства, как скромность, обаятельность, почтительность, вежливость.

2. Эксплуататорская (овладевающая) ориентация. Данная ориентация отличается тем, что люди, наделенные ею, не надеются получать жизненные блага в дар от других и готовы отнимать их силой или хитростью. Такая поведенческая установка распространяется на все сферы жизни. Они используют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого могут что-то выжать. Их установки окрашены смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. Их часто отличает подозрительность и цинизм, зависть и ревность. Но при благоприятном нравственном развитии личности в характерах этих людей можно обнаружить такие положительные черты, как активность, инициативность, уверенность в себе, требовательность.

3. Стяжательская (сберегающая) ориентация. Данная ориентация характеров базируется на установке бережливости, скупости. Главное стремление таких людей - как можно больше приносить в свое укрытие и как можно меньше отдавать. Их скупость распространяется не только на деньги и вещи, но и на чувства и мысли. Другой характерный момент их установки - педантичная аккуратность. При благоприятном нравственном развитии личности в этих характерах представлены такие положительные черты, как практичность, точность, осторожность, терпеливость, стойкость, устойчивость к стрессу.

4. Обменивающая ориентация. Данная ориентация в качестве доминирующей развилась в условиях рыночной экономики, задавшей подобную модель и служащей главным условием его развития.

Ориентацию характера, коренящуюся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называют рыночной ориентацией. Она получила ускоренное развитие с формированием нового – «личностного рынка», своего рода феномена последних десятилетий. Успех в этой сфере деятельности зависит в большей степени от того, насколько хорошо человек умеет подать, «продать» себя, какова его «упаковка», насколько он энергичен, надежен, привлекателен, респектабелен.

Страницы: 1 2


Понятие времени
Время является формой протекания всех механических, органических и психических процессов, условием возможности движения, изменения и развития, всякий процесс, будь то пространственное перемещение, качественное изменение, возникновение или гибель, происходит во времени. Первое упоминание категории времени приходится на античную мифологи ...

Понятие об ощущениях. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений
Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П.Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организован ...

Изучение внимания детей младшего школьного возраста. Цели, задачи, методы исследования.
Для изучения внимания детей младшего школьного возраста мною было проведено исследование. Исследование проводилось на базе начальной школы № 173 города Нижнего Новгорода. Цель: исследование особенностей внимания учащихся начальных классов. Задачи: 1. Подобрать методики изучения внимания учащихся; 2. Провести исследование внимания дет ...