Типологические модели социальных характеровСтраница 1
Понятие о социальном характере введено К. Юнгом, разрабатывалось А.Ф. Лазурским, но заслуга создания основ современной типологии социальных характеров принадлежит Э. Фромму.
Фромм развивает общее представление о социальном характере, который охватывает лишь ту совокупность его черт, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникает в результате общих для них переживаний и общего образа жизни. Типология социальных характеров Э. Фромма, созданная в 1947 г. в США, давно стала широко принятой в западной психологии и обрела «второе дыхание» в настоящее время в России. Данная типология имеет выраженную морально-этическую направленность. Э. Фромм дает два типа характеров, которые анализирует как неплодотворные и плодотворные ориентации социальных типов.
Схема 1. Типы характеров по Фромму
I. Неплодотворная ориентация.
Схема 2. Структура неплодотворной ориентации
1. Рецептивная (берущая) ориентация. Данная ориентация базируется на зависимости от других людей и склонности получать блага от них или за счет их. Данная ориентация предполагает, что «источник всех благ» лежит вовне, и единственный способ обрести желаемое - получить его из этого источника. Такие люди стремятся быть любимыми, а не любить. Такова же их склонность и в интеллектуальной деятельности:
- они ориентированы на восприятие идей, а не на их создание;
- настойчиво ищут поддержку, помощь, хорошие условия, возможность опереться на усилия окружающих.
- у них есть определенное доверие к жизни и ее дарам, но они становятся тревожными и приходят в смятение, когда им грозит утрата «источника питания».
При благоприятных условиях нравственного развития в характерах людей с данной ориентацией формируются такие положительные свойства, как скромность, обаятельность, почтительность, вежливость.
2. Эксплуататорская (овладевающая) ориентация. Данная ориентация отличается тем, что люди, наделенные ею, не надеются получать жизненные блага в дар от других и готовы отнимать их силой или хитростью. Такая поведенческая установка распространяется на все сферы жизни. Они используют и эксплуатируют все и всякого, из чего или из кого могут что-то выжать. Их установки окрашены смесью враждебности и манипуляции. Каждый человек рассматривается как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. Их часто отличает подозрительность и цинизм, зависть и ревность. Но при благоприятном нравственном развитии личности в характерах этих людей можно обнаружить такие положительные черты, как активность, инициативность, уверенность в себе, требовательность.
3. Стяжательская (сберегающая) ориентация. Данная ориентация характеров базируется на установке бережливости, скупости. Главное стремление таких людей - как можно больше приносить в свое укрытие и как можно меньше отдавать. Их скупость распространяется не только на деньги и вещи, но и на чувства и мысли. Другой характерный момент их установки - педантичная аккуратность. При благоприятном нравственном развитии личности в этих характерах представлены такие положительные черты, как практичность, точность, осторожность, терпеливость, стойкость, устойчивость к стрессу.
4. Обменивающая ориентация. Данная ориентация в качестве доминирующей развилась в условиях рыночной экономики, задавшей подобную модель и служащей главным условием его развития.
Ориентацию характера, коренящуюся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как меновой, называют рыночной ориентацией. Она получила ускоренное развитие с формированием нового – «личностного рынка», своего рода феномена последних десятилетий. Успех в этой сфере деятельности зависит в большей степени от того, насколько хорошо человек умеет подать, «продать» себя, какова его «упаковка», насколько он энергичен, надежен, привлекателен, респектабелен.
Изменение жизненных установок
Личность формируется не только из представлений о себе. Этот процесс обуславливается и общими жизненными ожиданиями и установками. Те, кто рассматривает жизнь как борьбу, в любой ситуации прежде всего видят подстерегающие их опасности. Те, кто подходит к жизни как к возможности найти удовлетворение, ищут в различных областях деятельност ...
Музыкально – дидактические
Музыкально-дидактические игры осваиваются детьми постепенно. Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных занятий. Педагог знакомит детей с правилами игры, ставит перед ними определенную дидактическую задачу. Вначале воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на прогулке или в другие режимные про ...
Развитие интеллекта
Исследования Л. Шоемфельдта и В.Оуэнса (1966), проводимые посредством совмещения лонгитюдного метода и метода возрастных срезов, показали что вербально-логические функции, достигающие первого оптимума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы вплоть до 50 лет и постепенно снижаются лишь к 60 годам. При определении общей интелле ...