Антропологическое и психологическое учение Ибн-Сины
Страница 2

Статьи по психологии » Достижения арабской психологии » Антропологическое и психологическое учение Ибн-Сины

Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию: именно посредством воспитания учил он, осуществляется воздействие психики на организм, так что она, будучи активной силой, способна физиологические свойства этого организма изменять в определенном направлении. Особое место отводилось чувствам, аффектам, которые испытывает ребенок в различные возрастные периоды. Аффекты же возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии на ребенка. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его организм, всю систему его психофизиологических функций.

В работах Ибн Сины дается интересная возрастная периодизация развития человека. Выделяется 4 основных возрастных периода.

· Возраст «роста» («юность»), включающий младенчество, детство, подростковый возраст, период отрочества и полового созревания, юношество. Он охватывает период от рождения человека до 30 лет.

· Возраст «остановки роста» («молодость») - от 30 до 40 лет.

· Возраст «понижения при сохранении части сил» («зрелости») - от 40 до 60 лет.

· Возраст «упадка при ослаблении сил» («старость») - от 60 лет до конца жизни.

Физиологическая психология Ибн-Сины включала предположения о возможности управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея взаимосвязи психического и физиологического (не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность – при аффектах, психических трав мах, деятельности воображения – глубоко влиять на них) разрабатывалась Ибн-Синой на основе его обширного медицинского опыта. [7]

В изучении аффектов Ибн Сина использовал метод эксперимента. Согласно дошедшим до нас сведениям, он определил душевную причину телесного истощения юноши и излечил его. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил, какие именно из этих объектов вызывают у него аффект, препятствующий приему пищи. По сути, это был первый в истории психологии случай психодиагностики, предвосхитивший ассоциативный эксперимент, детектор лжи и другие приемы изучения эмоционального состояния по экспериментально выявляемым показателям вегетативной сферы.

Ибн Сина провел еще один интересный опыт: двум баранам давали равную по количеству и качеству пищу, но один получал ее в нормальных условиях, а другой - в непосредственной близости от находящегося на привязи волка. В результате второй баран, несмотря на нормальное питание, начинал худеть и быстро погибал. Неизвестно, какое объяснение Ибн-Сина давал этому опыту, но сама его схема говорит об открытии роли противоположных эмоциональных установок в возникновении глубоких соматических сдвигов.

Приведенные примеры позволяют оценить Ибн Сину как одного из основоположников экспериментальной психофизиологии.

Положение Ибн Сины о зависимости психических явлений от физиологических касалось чувствительности организма, его способности реагировать на внешние раздражения, а также его эмоциональных состояний. Познание функций души было направлено на познание материального, органического тела, доступного чувственному наблюдению, воздействию лекарственных и хирургических средств и т.д.

Ибн Сина не ограничивался опорой на факты, почерпнутые из практического изучения простейших реакций организма. Он учил, что, используя эти факты, можно объяснить и такое сложное явление в психической жизни, как воображение, когда человек воссоздает и даже изменяет в своей душе воспринятые прежде образы вещей.

Еще одним достижением Ибн Сины была мысль о неповторимости и уникальности натуры (конституционального строения организма) каждого человека: «Редко бывает, чтобы кто-нибудь другой имел одинаковую с ним натуру». В основе разнообразия натур - разное сочетание и различная степень уравновешенности элементов и соков организма. Натура «уравновешена», если доли противоположных качеств в смеси равны и противостоят друг другу. Перевес в ту или иную сторону означает «нарушение равновесия». Ибн Сина реалистически отмечает, что абсолютно уравновешенных натур не может быть.

Он дифференцирует натуры человека и других живых существ, указывает, что при выходе за определенные пределы натура «перестает быть натурой человека».

Отличаются им натуры людей разных возрастов. Наиболее, с этой точки зрения, оптимальна натура человека среднего возраста, «когда рост достиг предела». Дети имеют умеренно горячее и влажное тело, что является источником их интенсивного роста. У стариков же тело холодное и сухое, «землистое».

Специфичны, согласно Ибн Сине, натуры женщин и мужчин. У женщин она более холодная и влажная, чем объясняется большая рыхлость ее тела.

Отличаются по уравновешенности друг от друга и разные народы, что обусловлено географическими условиями среды их обитания. «Если придать телу индейца натуру славянина, то индеец заболеет или погибнет».

Страницы: 1 2 3


Обработка и анализ результатов
Показателями избирательности внимания в этом исследовании являются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, к ...

Выводы
1. Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных ...

Особенности развития личности ребенка разведенных родителей
Каковы же перспективы воспитания детей в семье без отца? Дефицит мужского внимания в разведенной семье проявляется в следующем: нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных [1]. Менее четким делается процесс ...