Эмпирическое исследование: сбор и обработка данных. Организация,
процедура и выборка психодиагностического обследованияСтраница 1
При проведении обследования должно быть учтено следующее.
Помещение должно быть отдельным, с площадью не менее 2 кв. м на одного человека;
- иметь достаточную освещенность без мигающего света, гудящих ламп;
- находиться вдали от шумных частей здания (коридоров, цехов и тому подобное);
- должно проветриваться, не иметь отвлекающих запахов (пищи, краски и других).
Во время работы не должны заходить посторонние. Для каждого участника исследования должен быть отдельный стол.
Помимо стимульного материала, текстов вопросников с инструкциями и другого инструментария, определяемого конкретными целями, всегда полезно иметь запас писчей бумаги, карандашей, авторучек, стирательных резинок.
Предельное время работы 6 часов. Вместе с тем в большинстве случаев уже 3-4 часа работы приводят к немалому напряжению, поскольку для многих обследуемых данный вид деятельности является весьма непривычным. Наиболее благоприятно дневное время от 9 до 17 часов. При возможности начало обследования надо планировать на утренние часы.[19]
Последовательность проведения обследования:
1. Объяснить, зачем нужен тест (вопросник, набор задач и тому подобное), избегая нежелательной коррекции мотивов; сообщить, какие результаты ожидаются.
2. Гарантировать сохранение тайны отдельных ответов и результатов в целом.
3. Медленно, громко, четко прочесть инструкцию или воспроизвести по памяти (если не запланировано инструктировать письменно).
4. Привести примеры, дать возможность выполнить пробные задания при интеллектуальных тестах. Проверить, правильно ли понята инструкция.
5. Ознакомить с регламентом времени. Сообщить о правилах исправления ошибок, о запретах в общении, поведении на время обследования. Описать, в какой форме должно быть закончено обследование.
6. Попросить написать в листе для ответов перечисленные сведения о социально-демографических данных. Проследить за правильностью записей.
7. Ответить на вопросы. Стараться отвечать лаконично – пространные ответы хуже запоминаются.
8. При выполнении заданий с фиксируемым временем дать команду записать время начала выполнения и начать решение.
9. По ходу обследования следить за соблюдением правил записей и запретов в общении. Следует избегать перемещаться внутри помещения без необходимости – многих это может отвлекать или раздражать.
10. По окончании обследования немедленно собрать тестовые материалы и листы для ответов.
11. Не забудьте поблагодарить испытуемых за участие в эксперименте.
При проведении психодиагностического обследования к экспериментатору и диагносту предъявляются определенные требования.
Экспериментатор должен обладать необходимыми профессиональными и личностными качествами:
• Понимать задачи эксперимента;
• Хорошо знать процедуру эксперимента и требования руководств применяемых методик;
• Знать правила обработки данных и оценивания результатов;
• Уметь контролировать себя;
• Обладать достаточной эмоциональной уравновешенностью, общительностью и тактичностью.
Своим поведением экспериментатор должен стремиться вызывать доверие. Он не должен проявлять высокомерия, легкомыслия, фамильярности, не должен выражать словами, интонацией, жестами, мимикой, насколько неудачны ответы испытуемого.
Межличностные конфликты
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
На поведение людей в возникновении межличностных конфликтов и в их разрешении значительное влияние оказывают различия в типах ...
Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью. Возрастные
закономерности развития сенсорики
Необходимым условием психического развития ребенка является созревание организма ребенка, его нервной системы (Ватажина Л.А.,Зелингер И.И и др.).
Для развития восприятия особо важное значение имеет созревание анализаторов (прежде всего, зрительного, слухового). Однако эти органические условия создают лишь возможности, предпосылки ра ...
Одиночество подростков и социально-психологические проблемы
Живя в обществе, люди принимают на себя различные социальные роли. Так, девочка-подросток в группе мальчиков-подростков будет ощущать и вести себя соответственно своей половой принадлежности, однако в группе людей, старших по возрасту, она будет ощущать себя, прежде всего, подростком.
Адекватное принятие на себя той или иной роли – пок ...