Образ мамы и папы у ребенка в полной и неполной семьяхСтраница 1
«Изучение механизмов и закономерностей развития личности невозможно без учета особенностей психологического пространства семьи, в котором начинает формироваться личность ребенка. Понимание психологических механизмов формирования личности достигается лишь тогда, когда она рассматривается не изолированно, а в целостности ее социальных связей и межличностных взаимодействий, в частности, в системе сложившихся семейных взаимоотношений» [10. С. 12].
«Схемы взаимодействий с родителями оформляются у ребенка в субъективный образ, который в дальнейшем определяет особенности его инициативной ориентировки в нестабильных ситуациях. В исследовании проблемы природы психического образа мы исходим из представления Л.С. Выготского о социальной ситуации развития и роли взрослого в её организации; понимания П.Я. Гальпериным психической деятельности как ориентировки субъекта в плане образа и представления; В. К. Шабельникова о том, что образу свойственна функция согласования личностных, психологических напряжений, для разрешения которых этот образ выстраивается, а также его представления о роли рассогласования родовых линий родителей для формирования личности ребенка.» [10. С. 12].
В современном обществе разрушаются традиционные стереотипы родительской семьи, поэтому проблема роли образов родителей, являющихся «архитектурным основанием психического мира» приобретает в воспитании дошкольников особую важность [Там же].
В.К. Шабельников [31] отмечает, что структура образов определяется реализацией функции согласования личностных и психологических напряжений, для разрешения которых этот образ выстраивается.
«Характеристики психологических напряжений (эмоциональных и когнитивных), определяют природу психического образа и позволяют выявить выраженность согласования или рассогласовании образов родителей. Под рассогласованием образов родителей мы пониманием ощущение ребенком различий в проявлениях у отца и матери переживаний, эмоций, отношений к себе, к другим, к способам взаимодействия с окружающими, определяющими формирование его личности» [Цит. по 10.С. 29].
Как показывают исследования, дети из полной семьи с согласованием образов родителей воспринимают обстановку в семье как благоприятную, с низкой конфликтностью и враждебностью. Они очень зависимы от родителей, испытывают чувство неполноценности в семье, и имеют недостаточно развитые навыки общения. Поэтому они стараются принять на себя субъектную позицию оценщика
направленную на удовлетворение собственных желаний и оценку действий других людей [10].
Дети воспринимают родителей как ориентированных на семью, на других детей в семье. Мать занимает активную позицию лидера, а отцу достается лишь пассивная позиция. Мальчики идентифицируют себя с отцом и копируют пассивную позицию отца. Мать является реализатором семейных ролей. Показатель лидерства как индикатор включенности в орбиту матери подавляет субъектную активность детей; в результате дети становятся слишком зависимыми от родителей, испытывают чувство неполноценности в семейной ситуации, мало общаются со сверстниками и имеют недостаточно развитые навыки общения [10].
Основные группы психологического самопонимания
Лабораторные методы и Т-группы. Лабораторный метод может рассматриваться как процесс самоизучения клиентом своих индивидуальных особенностей, где осуществляется «расширение сознания» в целях более эффективного социального функционирования. Клиенты рассматривают проблемы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Рабочий метод ба ...
Выводы и заключение
В ходе психологического исследования были изучены особенности подросткового одиночества.
Полученные данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества: 44% подростков, принявших участие в эксперименте, показали положительный результат по шкале одиночества.
Чтобы узнать причину того, что подросток чувствует себя ...
Выводы и рекомендации исследования
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты. Изучение типа оргкультуры, преобладающего в организации, позволило установить, сотрудники руководящего звена в 50% случаев характеризуют авторитарный тип оргкультуры, остальные 50% характеризуют бюрократический тип. В свою очередь среди сотрудников среднего звена 55% ...