Общая характеристика мышления. Основные мыслительные операцииСтраница 2
В каждом понятии различают объем и содержание. Объем понятия – совокупность всех объектов, которые в него входят. Содержание понятия – это знание данных объектов. Используя понятие человек, отвечает на вопрос: что это такое? Виды понятий: 1. Конкретные понятия – это понятие, в котором мыслится предмет, их содержание можно мысленно визуально представить и они тесно связаны с представлениями. 2. Абстрактные понятия (научные), в которых мыслятся свойства предметов или отношение между ними. И содержание этих понятий человек мысленно конкретизировать не может. В силу того, что очень высокий уровень абстрагирования и в этих понятиях отсутствуют чувственные элементы. Формирование понятий проходят 4 этапа: (Для себя): Выделяют 4 стадии развития понятий: 1. Синкретического мышления – тенденция связывать между собой разнородные объекты, явления без достаточного внутреннего обоснования. По Выготскому – это стремление ребенка замещать недостаток объективных связей переизбытком субъективных. Принимать связь впечатлений за связь вещей. Синкретические обобщения характеризуются ненаправленным диффузным переносом значения слова на ряд внешне связанных, похожих, но внутренне никак не объединенных между собой объектов. 2. Комплексное мышление – ребенок в ходе жизни практически пытается создать комплексные, сложные объекты, с помощью обобшения. Объединение может проходить по случайному критерию. 3. Стадия псевдопонятий – обобщение, отбор (на высоком уровне) в однородные группы объектов, но в эти группы могут попадать предметы имеющие не только существенные, но и общие признаки, которые не отражают сущности данной группы объектов. Существенное свойство всегда является общим, но общее не всегда существенно (яблоко и мячик – оба круглые, но один фрукт, другой игрушка). Формирование понятий: слово обозначает единичный предмет, затем путем обобщения происходит формирование единичных или конкретных понятий (содержание конкретного понятий можно визуально представить), абстрактные понятия представить нельзя. 4. Стадия настоящих понятий – происходит формирование понятий на основе выделения существенных признаков однородной группы объектов. Конкретные понятия – предметны, входящие в это понятие. В абстрактных понятиях отражаются свойства объектов, входящих в эту группу.
Полученные результаты, их анализ
Результат первой методики
. Посмотрим на высший показатель - 4 учащихся, которые имеют более 850 обозначенных символов, это говорит о том, что объем внимания очень силен. Значит, эти учащиеся менее концентрировались на одной или двух букв одновременно, что дало им больше увидеть одинаковых букв в последующих строфах.
Комбинаци ...
Теоретические аспекты агрессии и самооценки личности. Понятие
агрессии и агрессивности: психолого-педагогический аспект
До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. В настоящее время ближайшими по смыслу словами к термину «агрессия» являются следующие: на ...
Уровни психического отражения
Многочисленные теоретические и экспериментальные исследования познавательных процессов позволяют выделить три основных уровня психического отражения: сенсорно–перцептивный, уровень представлений и вербально–логический [5. С. 10]. Рассмотрим эти уровни подробнее.
В системе образного отражения сенсорно–перцептивный уровень является базов ...