Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности

Статьи по психологии » Психология личности » Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности

Эта теория была создана в Советской психологии, в 20-30 гг - Выгодский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия, Гальперин и др. Авторы теории деятельности взяли за основу теорию К. Маркса- ее главный тезис о том, что не сознание определяет бытиё деятельности, а наоборот. Наиболее полно Т. Д-ти изложена в трудах А.Н.Леонтьева, в частности в его последней книги «Деятельность. Сознание. Личность». Деятельность – процесс направленный на достижение мотива. Мотив – объект удовлетворения потребности, отраженный в форме чувствительности. Потребность – это объективная нужда организма в чем-либо, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Деятельность – жизненная активность человека, направленная на преобразование окружающих объектов, она состоит из нескольких слоев или уровней: верхний уровень – особенных деятельностей - совокупность действий, кот вызываются одним мотивом (игровая, учебная, трудовая); затем уровень – действий, затем – операций и низший – психофизиологических функций. Действие - основная единица деятельности; процесс направленный на реализацию цели. Цель – это образ желаемого результата, т е того рез-та который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Характеризуя понятие действия можно выделить 4 момента: 1. действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели; 2.Действие это одновременно и акт поведения; 3. Через понятие действия теория деятельности утверждает принцип активности противопоставляя его принципу реактивности(разница в том где согласно каждому из них должна быть помещена исходная точка анализа деятельности: во внешней среде или внутри организма);4.Понятие действия выводит деятельность человека в предметный и социальный мир. Операция – способ выполнения действий. Цель данная в определенных условиях в теории деятельности называется задачей. Описывая процесс решения задачи, необходимо указывать и действия и операции реализующие их. О действии без операции возможно говорить только на этапе планирования. Под психофизиологическими функциями понимаются физиологические обеспечения психических процессов (способность к ощущению, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, моторной функциях) Потребность – Мотив – Цель – Задачи (условия реализации цели).


Основные виды деятельности и их развитие у человека
Виды деятельности: внешняя и внутренняя. Внутренние действия подготавливают внешние, она экономит человеке усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие, дает возможность человеку избежать грубых ошибок. Во-первых, внутренняя деятельность имеет принципиально тоже строение, что и внешняя и отличается только формой п ...

Детско-родительские отношения в неполных и полных семьях
Существует распространенное мнение, что мать в семье создает эмоциональный климат, от которого в большой степени зависит душевное благополучие ребенка, а отец играет роль в нормировании мира ребенка, в образовании системы ценностей, основных этических оценок, а также картины самого себя. А дети, растущие без отца или при его неадекватно ...

Слуховое восприятие
Слуховое восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия. Если осязательное и зрительное восприятие отражает мир предметов, расположенных в пространстве, то слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражении, протекающих во времени. Наш слух воспринимает тоны и шумы. Тоны предст ...