Г. М. Андреева. Атрибутивные процессы
Страница 4

Это позволило сделать такое заключение: поведение, демонстрирующее явные ролевые образцы, не нуждается в особом объяснении, но отходящее от ролевых требований нуждается в специальном объяснении, ибо оно «интригует», так как обладает низкой социальной желательностью. Тот факт, что для такого поведения есть мало резонов, заставляет оценивающего в большей степени апеллировать к интенциям и диспозициям личности. Именно в этих ситуациях особенно велик простор для приписывания.

Таким образом, в случае нетипичного поведения (а «типичность» в данном случае была задана экспериментатором) объяснения поведения других людей получили весьма развернутый характер, то есть атрибутивный процесс здесь проявился особенно отчетливо. При этом объяснении уместно вернуться вновь к идее С. Л. Рубинштейна, позволяющей выявить еще одну важную черту социального познания. Если восприятие другого человека есть «прочтение» его, то в этом процессе можно усмотреть как бы «текст» (внешние характеристики воспринимаемого) и «смысл» (его внутренний, психологический облик). Воспринимающий имеет перед собой и «текст» и «смысл». Но текст — это готовые словарные характеристики, употребляемые более или менее автоматически (можно сказать, что они фиксируют типичное). Над «смыслом» же надо работать, здесь-то и возможен «отход» от нормы, здесь мало очевидных резонов и большие простора обращаться в объяснениях к интенциям и диспозициям воспринимаемого человека.

Позже к названным двум условиям возникновения ошибок в атрибутивном процессе прибавились еще два. Факторами, обусловливающими адекватность или неадекватность вывода, являются: тип атрибуции (насколько «верно» в конкретном случае употреблен «нужный» тип атрибуции) и позиция субъекта восприятия (является ли он лишь наблюдателем или участником процесса). Каждый из названных факторов требует особого рассмотрения.

Страницы: 1 2 3 4 


Различия в индивидуально-психологических особенностях личности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении и студентов, у которых отсутсвуют данные трудности
Для выявления индивидуально-психологических особенностей личности студентов был использован 16-F опросник Р.Б.Кетелла (сокращенная форма С, 105 вопрос). Шкалы опросника Кеттелла: 1. Фактор А «замкнутость – общительность»; 2. Фактор В «интеллект»; 3. Фактор С «эмоциональная устойчивость – неустойчивость»; 4. Фактор E «подчиненность ...

Взаимосвязь темперамента и социометрического статуса
На основе проведенных исследований темперамента и социометрического статуса можно проверить наличие взаимосвязи между ними. Результаты теста-опросника Айзенка показали, что в классе: Сангвиников – 10 или 50% Холериков – 4 или 20% Флегматиков – 3 или 15% Меланхоликов – 3 или 15% Из социограммы выделяются положительные и отрицательн ...

Индивидуум как единое и самосогласующееся целое
Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся оргазмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название "индивидуальная психология", поскольку в латыни "individuum" означает "неделимый" — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исх ...