Обработка и анализ полученных результатов по
методикеСтраница 2
Область применения методики. Опросник СВК предназначен для диагностики выраженности спортивно-волевых качеств личности в возрасте от 18 до 35 лет. Он может применяться как в исследовательских целях, так и для решения практических задач. В перспективе можно несколько расширить диапазон применения методики. При значительном изменении возрастных границ применения методики потребуются дополнительные исследования.
Опросник СВК может использоваться как отдельно, так и в комплексе с другими методиками, направленными на диагностику психологических особенностей спортсмена.
Опросник не предназначен для ситуаций экспертизы.
Психометрическая проверка. Анализ пунктов опросника проводился на выборке 100 человек. В результате число пунктов сократилось со 105 до 78. Часть вопросов была отсеяна из-за показателей по индексу трудности, часть - из-за слабой корреляции с итоговым баллом. Характеристики оставленных в опроснике пунктов приведены в табл.3. [15, с.175].
Все шкалы опросника имеют нормальные распределения. Интеркорреляции шкал и корреляции шкал с итоговым показателем, полученные на выборке 140 испытуемых (76 мужчин и 64 женщины), приведены в табл.4.
Ретестовая надежность устанавливалась на выборке 140 человек (76 мужчин, 64 женщины) путем повторного тестирования через месяц. Использовался коэффициент корреляции Пирсона. Были получены результаты: ответственность-0,80, инициативность-0,78, решительность - 0,83, самостоятельность-0,77, выдержка-0,81, энергичность-0,85, настойчивость-0,81, внимательность-0,81, целеустремленность-0,72, итоговый балл - 0,89.
Надежность по однородности проверялась на выборке 100 человек в возрасте 15-17 лет (43 мужчины и 57 женщин).
Таблица 3.
Коэффициенты корреляции пунктов со шкалой, в которую входит пункт, и итоговым баллом, индекс трудности.
Таблица 4.
Интеркорреляции шкал и корреляции шкал с итоговым показателем.
Для оценки использовались следующие показатели: альфа Кронбаха, коэффициент Спирмена-Брауна по половине теста, коэффициент Спирмена-Брауна по полной форме. Результаты проверки представлены в табл.5.
Таблица 5.
Показатели надежности по однородности.
Критериальная валидность оценивалась методом экспертной оценки. Для этого предварительно в двух группах испытуемых (16 и 21 человек) проводилась оценка волевых качеств личности по 10-балльной шкале. Качества назывались так же, как называются шкалы методики СВК. Испытуемые являлись членами одной группы больше года и хорошо знали друг друга. Вычислялась средняя общая оценка экспертов. В качестве меры экспертной валидности использовался коэффициент корреляции между баллом по опроснику СВК и полученной экспертной оценкой, который оказался равен 0,46. Это подтверждает экспертную валидность опросника.
Поскольку шкалы опросника СВК образованы эмпирическим путем при помощи факторного анализа прилагательных, выделенных методом семантического сходства, в описании шкал приводятся примеры пунктов опросника и прилагательные, составляющие фактор (в скобках сначала приведены прилагательные, находящиеся на положительном полюсе шкалы, а справа от тире - на отрицательном полюсе) [15, с.176].
1. Ответственность (ответственный, обязательный – безответственный, ненадежный, ветреный, безалаберный).
2. Инициативность (ведущий, деловой, сильный, инициативный, деятельный, влиятельный, дальновидный - пассивный, безынициативный, ленивый, бездеятельный).
3. Решительность (уверенный, решительный - нерешительный, неуверенный, колеблющийся, сомневающийся).
4. Самостоятельность (самостоятельный - зависимый, несамостоятельный, управляемый, повинующийся).
5. Выдержка (выдержанный, терпеливый, благоразумный, самоуправляемый - невыдержанный).
6. Настойчивость (твердый, боевой, стойкий, настойчивый - ненастойчивый, нестойкий, слабый).
7. Энергичность (активный, жизнедеятельный, энергичный, оптимистичный - бессильный, депрессивный).
8. Внимательность (внимательный, собранный, непоколебимый - невнимательный).
9. Целеустремленность (целеустремленный, упорный - нецелеустремленный).
Проблема смысла жизни в философской и
психолого-педагогической литературе
Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных, так как смысл жизни является одной из традиционных проблем философии и теологии, художественной литературы, в которых он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни, какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным. В психологичес ...
Эмоц. процессы, их ф-ции, компоненты, закон-ти протекания
Термин «эмоция» происходит от латинского слова, что означает сотрясаю, волную. Со временем значение этого понятия изменилось: эмоции - это обобщенные чувственные реакции, возникшие в ответ на разнообразные по характеру экзогенные и эндогенные сигналы, обязательно влекущие за собой определенные изменения в физиологическом состоянии орган ...
Анализ результатов исследования социально-психологического
паспорта и субъективного образа благополучной и неблагополучной семьи у детей младшего
школьного возраста
Для выделения благополучной и неблагополучной семьи мы использовали две группы показателей «объективные» и «субъективные». Объективная картина благополучия–неблагополучия семьи выяснялась по данным социально-педагогического паспорта каждого ребенка. «Субъективные показатели» - на основе анализа результатов методики «Кинетический рисунок ...

