Типологии, основанные на клиническом материале (К. Юнг И О. Гросс)Страница 3
Характеризуя различные психологические типы. Юнг пытался выделить и положительные, и отрицательные стороны в проявлениях субъектной и объектной ориентации, но отрицательные характеристики ему давались явно легче. Сильное преобладание негативного полюса при описании типов в сочетании с не представленным здесь описанием психических отклонений, наиболее вероятных для каждого типа, отчетливо указывает на то, что источником фактического материала при создании этой типологии послужил клинический опыт Юнга.
Юнг видел различия между экстраверсией и интроверсией в том, что экстраверты устремлены во внешний мир, а интроверты ориентированы на себя. В современном представлении различие между ними заключается в ориентации на разные объекты: экстраверты направлены на людей, а интроверты - на вещи, на неодушевленные предметы.
Юнг рассматривал экстраверсию и интроверсию как два дискретных типа. В современной психологии экстраверсия и интроверсия являются полюсами в непрерывном распределении этого свойства: кто-то может иметь максимально выраженную экстраверсию, у других - в максимальной степени будет выражена интроверсия, но большинство людей окажутся в середине между этими полюсами.
В начале XX
в. был предпринят ряд попыток создания психологических типологий, исходя из клинических наблюдений.
Хорошо известна типология Отто Гросса (1902), выделившего два
типа психопатий. В основе его типологии лежит представление о первичных и вторичных функциях. Первичные функции являются непосредственной реакцией на стимуляцию, а вторичные - связаны с восстановлением затрат энергии, ушедшей на первичную функцию.
Разные соотношения первичных и вторичных функций образует два типа. Один из них характеризуется глубокой эмоциональностью (т.е. интенсивностью первичных функций), которая связана с большими затратами нервной энергии и на восстановление которой требуется длительное время (длительная вторичная функция).
Второму типу свойственна меньшая интенсивность переживаний (т.е. первичная функция имеет низкую интенсивность), поэтому и период восстановления (длительность вторичной функции) оказывается короче.
Чем короче вторичные функции, тем больше первичных функций может быть выполнено в единицу времени. Благодаря этому, люди, относящиеся ко второму типу, более активны, у них меньше скорость реакции на внешние стимулы и им легче переключать внимание с одного объекта на другой. У людей первого типа медленно восстанавливающаяся готовность к действию способствует лучшей переработке информации и ее более прочному запоминанию.
Типология Гросса в том виде, в котором она была описана автором, почти не использовалась в психологии. Однако она повлияла на формирование представлений о когнитивных стилях.
Выводы и заключение
В ходе психологического исследования были изучены особенности подросткового одиночества.
Полученные данные позволили подтвердить факт существования подросткового одиночества: 44% подростков, принявших участие в эксперименте, показали положительный результат по шкале одиночества.
Чтобы узнать причину того, что подросток чувствует себя ...
Особенности личностного развития подростка и характеристика основных
проблем. Общая характеристика подросткового возраста.
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психологического и физиологического развития не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начин ...
Методика сенсорного воспитания в СДУ
Сенсорное воспитание ребенка первых трех лет жизни имеет своей целью обеспечение нормального развития функций анализаторов и формирование восприятия предметов - чувственного познания отдельных свойств (формы, величины, положения в пространстве, звучали и т.д.) как признаков предметов, определяющих возможность и характер выполнения с эт ...