Модель группового взаимодействия и этические принципы социального
группового работникаСтраница 1
Эта модель включает в себя исторически сложившиеся техники и подходы к групповой работе, вербальные и невербальные коммуникации, игровые принципы взаимодействия. Потребности клиентов и задачи групповой работы образуют единое пространство для взаимодействий. Спонтанность и планирование – две доминанты групповой работы. Действия, разворачивающиеся по принципу «здесь и теперь», дают возможность клиентам получить опыт взаимодействия, который может быть актуализирован в дальнейших взаимодействиях. Группа не имеет ограничений по своему развитию и выдвижению инициатив как взаимодействия, так и расширения компетенций и полномочий.
Социальный работник имеет репертуар ролевых взаимодействий от «помощника» до «учителя», в зависимости от оценки потребностей группы, межгруппового взаимодействия, ситуации. В своей деятельности он должен проявлять определенную меру сочувствия, быть естественным, профессиональным, не директивным. Как и в индивидуальной работе, отношения, которые складываются как между клиентами в группе, так и между социальным работником и клиентом, рассматриваются как терапевтические. Большую роль в этом играют идентификации между клиентами и социальным работником. Это достигается за счет неформального общения, уменьшения социальной дистанции, доверия.
Социальный работник несет ответственность за оказание помощи. Он имеет дело с чувствами людей, экзистенциальными ценностями, рассматривает их как законные компоненты интер-акционального процесса. Социальный работник выполняет функции власти в рамках концепции полномочий, осуществляет контроль за развитием группы и реализацией поставленных целей и задач, однако он не ограничивает группу в автономном развитии, поддерживает ее независимость, разделяет с ней властные полномочия.
Идеология социальной работы с группой основывается на том утверждении, что человек может изменить трудную жизненную ситуацию, если ему оказывать содействие. В этом проявляется гуманистическая сущность социальной работы вообще и групповой практики в частности.
Социальная работа направлена на повышение индивидуального функционирования, в групповой работе реализацию этой потребности осуществляет межгрупповое взаимодействие, в основе которого лежат следующие принципы: признание уникальности клиента в межгрупповом взаимодействии; признание разнообразия групп как видов человеческого сообщества; принятие индивида с его уникальными возможностями, способностями, слабостями и своеобразием; утверждение целенаправленных взаимодействий между членами группы и социальным работником; поддержка и предоставление полезных контактов всем членам группы; модификация группового процесса в контексте изменения групповых задач; поддержка каждого члена группы, предоставление ему возможности для реализации и актуализации своих потребностей; предоставление каждому члену группы возможности участвовать в групповом процессе, решая свои индивидуальные проблемы; создание условий членам группы для получения нового опыта социальных отношений; разумное использование ограничений, оценивание индивида и его ситуации в групповом взаимодействии; целенаправленное использование программы работы с группой с целью достижения поставленных задач; проявление теплых и дружеских отношений со стороны социального работника ко всем членам группы.
Развитие и воспитание внимания у младших школьников
В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. На развитие произвольного внимания сильно влияет развитие речи и способность выполнять словесные указания взрослых, преднамеренно направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Под влиянием игровой деятельности, отчасти трудовой (главным образом по самообслуживанию) и ...
История социально–психологического тренинга. Различные
подходы к классификации социально–психологических тренингов. Из истории социально-психологического тренинга
Первые тренинговые группы («Т-группы», от англ. «Тгаining group») берут свое начало в занятиях лабораторным тренингом под руководством Курта Левина и его коллег.
Время возникновения первых Т-групп можно проследить довольно точно: в 1945 г. в Бетеле (США) создается Центр по изучению групповой динамики, где работают специалисты в области ...
Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной
зрелости.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для ...