Методика определения школьной зрелости Я. ЙирасекаСтраница 1
Форма проведения: индивидуальная в форме беседы.
Цель: диагностика интеллектуального компонента школьной готовности (общей осведомленности).
Методика представляет собой опросник из 20 вопросов, направленных на исследование общей осведомленности ребенка.
Результаты представлены в таблицах №5 и №6 Приложения .
2.3 Анализ и обсуждение результатов
Проведенное нами исследование позволило изучить уровень личностной и интеллектуальной готовности к школе 6-летних и 7-летних детей. Для выявления «внутренней позиции школьника» в работе была применена экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника, предложенная Н.И. Гуткиной. Результаты сравнения двух групп детей – 6-летних и 7-летних – представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты экспериментальной беседы по выявлению внутренней позиции школьников в группе детей 6 лет и 7 лет
Уровни развития внутренней позиции школьника |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Очень низкий |
всего |
6-летние дети |
6 |
2 |
1 |
1 |
10 |
7-летние дети |
6 |
3 |
1 |
- |
10 |
Можно сказать, что в группе детей 6 лет и в группе детей 7 лет есть дети, как с высоким, так и с низким уровнем развития внутренней позиции школьника. Дети, которые имеют низкий уровень, испытывали наибольшие затруднения при ответе на вопросы (неохотно общались, чувствовали себя неловко, стеснялись). Эти ребята еще не достаточно готовы принять на себя роль ученика, поскольку у них преобладает, судя по данным методики, поверхностный интерес к внешним сторонам учебы в школе. У них недостаточно знаний и представлений о школе, еще недостаточный интерес к учебной деятельности. У детей с высоким уровнем интересы направлены на желание принять на себя новую роль, роль ученика, на получение новых знаний, появление новых друзей. У них появляется желание стать более взрослым.
Полученный по методике результат был несколько неожиданным. Было правомерно ожидать, что в группе 6-летних детей будет больше тех, у кого внутренняя позиция школьника не сформирована. Для более глубокого изучения школьной мотивации 6-летних и 7-летних детей была применена методика М.Р. Гинзбурга «Определение доминирующих мотивов учения».
Таблица 2
Уровни развития мотивации учения в группе детей 6 лет и 7 лет
Уровни развития мотивации учения |
Высокий |
Средний |
Низкий |
всего |
6-летние дети |
4 |
4 |
2 |
10 |
7-летние дети |
8 |
- |
2 |
10 |
Полученные по методике «Определение доминирующих мотивов учения» результаты показали существенные различия между группами детей 6 лет и 7 лет. Исследование показало, что 7-летние дети значительно чаще дают ответы, которые говорят о преобладании у них учебной мотивации. Среди 6-летних детей было немало тех, у кого, в зависимости от ситуации, изображенной на рисунке, преобладает то один, то другой вид мотивов, что может свидетельствовать о неустойчивости школьной мотивации, а значит, мотивационной неготовности к школе.
Интеллектуальный компонент школьной готовности в нашем исследовании был изучен с помощью методики Я. Йирасека «Определение уровня школьной зрелости».
Таблица 3
Причины возникновения
конфликтов
Причины конфликта раскрывают источники их возникновения и предопределяют характер протекания, методы урегулирования.
Причины конфликта — это проблемы, явления, события, которые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. На рис. 1 в П ...
К интеграции академической и прикладной науки
Среди академических психологов существует глубокое предубеждение против прикладных исследований, предубеждение, которое проявляется в cфокусированности престижных научных журналов на чисто академической тематике и в зависимости научной карьеры психолога от его вклада именно в чистую, а не в прикладную науку. Частично это предубеждение о ...
Основные формы развития индивидуальности
Каждая из групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде в биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном, активном взаимодействии человека с миром, природой осуществляется индивидуальное развитие человека. В ...