Теоретические аспекты феноменологии застенчивости. Понятие застенчивости
Страница 3

Статьи по психологии » Гендерные различия проявления застенчивости в зрелом возрасте » Теоретические аспекты феноменологии застенчивости. Понятие застенчивости

Застенчивость является некоторым барьером при общении с коллегами, деловыми партнерами, что влечет за собой некоторое недопонимание и далеко неплодотворное дальнейшее сотрудничество. Степень застенчивости различается у представителей разных культур и у разных типов людей. Застенчивость охватывает широкий круг психологических проявлений: от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, вплоть до травмирующих тревожностей, полностью нарушающих жизнь человека. Иногда смущение пытаются скрыть под маской развязности и напористости, а это производит отталкивающее впечатление. Каждый из нас воздвигает незримые укрепления с целью оградить свой внутренний мир. Застенчивые же строят целые комплексы буферных зон, чтобы не дать другим приблизиться. Эти барьеры определяют, до каких пределов может дойти застенчивый человек в отношениях с другими.

О врожденности застенчивости в конце XIX века писал лондонский врач Г. Кэмпбелл. Однако и в наше время Р. Кэттелл рассматривает застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. Он утверждает, что застенчивые люди обладают высокой возбудимостью нервной системы и чувствительностью и вследствие этого особенно уязвимы для социального стресса. Дж. Чик также полагает, что около 40 % людей застенчивы от природы. У робких людей имеется определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе.

Д. Дэниеле и Р. Пломин считают, что застенчивость определяется как наследственностью, так и условиями воспитания. Они сравнивали приемных детей в возрасте от года до двух лет с их родными родителями и приемными родителями, а также детей этого же возраста в обычных семьях с их родителями. В обычных семьях застенчивость ребенка оказалась в прямой связи с низкой общительностью и интровертированностью матери. То же наблюдалось и в семьях с приемными детьми, только в меньшей степени. Эта разница говорит в пользу социального фактора. Но, с другой стороны, у приемных детей обнаружилась тесная связь их застенчивости с интровертированностью их родных матерей, что свидетельствует о роли наследственности.

В работах психоаналитической ориентации застенчивость связывается с отклонениями в развитии личности, когда нарушается гармония Ид, Эго и Суперэго. Д. Каплан, например, расценивает застенчивости как результат ориентации Эго на самое себя (проявление нарциссизма). Он полагает, что глубоко застенчивые люди склонны к фантазиям, доставляющим им большое удовольствие (т.е. к ярким и продолжительным мечтаниям - "снам наяву"). Но, как справедливо отмечает Ф. Зимбардо, все рассуждения психоаналитиков касаются патологической застенчивости. Поэтому вряд ли они могут объяснить возникновение нормальной застенчивости.

Трудности изучения генеза застенчивости связаны с тем, что эта особенность личности близка к боязливости, а смущение - к страху. Поэтому некоторые авторы стараются не пользоваться термином "застенчивость", а говорят о феномене поведенческого торможения.

Понятно, что причиной застенчивости является неуверенность. Застенчивость возникает в контексте эмоциональных контактов, в ситуациях, которые хоть в какой-то степени являются эмоциональными. Застенчивость те ситуации, в которых индивид чувствителен к эмоциям, установкам, мнениями действиям других. Наиболее распространенные объекты, способствующие появлению застенчивости, - это собственная личность (или самосознание), тело, любовь, работа, дружба, тесные межличностные отношения или даже короткие контакты, имеющие, тем не менее, для человека особое значение. Застенчивость испытывается преимущественно в ситуациях, когда присутствуют интерес и удовольствие [34, с. 96].

Страницы: 1 2 3 4


Целостность
Восприятие целостно, поскольку оно отражает не изолированные качества раздражителей, а отношения между ними. На целостность восприятия впервые обратили внимание представители гештальтпсихологии, им же принадлежит заслуга установления большинства фактов, доказывающих важность этого свойства восприятия. Благодаря целостности мы воспринима ...

Педагогические рекомендации
1. Чтобы повысить уровень развития рефлексии у подростков, необходимо педагогу-психологу создать обстановку в которой подростки могли бы подготовить тело и психику к деятельности, сосредоточиться на своем внутреннем мире. 2. Необходимо помочь подростку освободиться от излишнего физического и нервного напряжения, снять эмоциональную и п ...

Эмоции
Эмоции (от фр. emotion — волнение, возбуждение эмоция, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых ...