На пороге юностиСтраница 1
Дорога в мир взрослого человека очень тяжела, перед тем как подросток станет самостоятельным, состоявшимся человеком с определенными чертами характера, желаниями и своим местом в жизни, ему необходимо решить множество задач, которые и определят его дальнейшую судьбу.
Прежде всего, это выбор
: выбор профессии, выбор человека, с которым подросток, возможно, будет формировать семью. Проблема выбора очень трудна и интересна в современном мире. И в первую очередь она важна в детском и особенно юношеском возрасте, когда личности приходится делать многие и многие выборы. «Выбор - мгновенный, импульсивный акт по двоичной системе (да или нет) или цепочка размышлений, борение страстей, преодоление противоречий». Можно долго размышлять и в какой-то момент принять решение; есть ситуации, позволяющие не спеша перебирать варианты, но отнюдь не реже в жизни и такие моменты, когда решение необходимо немедленно. Важно только не перепутать, а еще важнее захотеть и суметь найти тот или иной путь. Выбор-это, конечно же, сложнейший, разноплановый акт сознания. И включает он в себя многое, происходящее то на протяжении времени, то в сжатый момент. Всякий выбор вынужден целесообразностью, т.е. ведет к цели, поставленной человеком перед собой. Конечно, можно поступить, а то и жить просто так, по инерции, пассивно и дотянуть до взрослости, но такое прозябание не свойственно юности. Возможно и иное: цель возникает рефлексивно, как острое желание чего-то добиться. Но она все равно присутствует, ибо выражает собой главный движитель нашей активности - потребность. Чем цель тверже, осознанней, тем сильнее ее влияние в споре сомнений, тем большая вероятность победить в нем. Все зависит от того, какой человек, от этого зависит и возможность
ошибки
. Кто-то скор на решения, другой – тугодум, кто-то любит обсудить проблему с друзьями, другой выносит решение в себе, кто-то скептик, пессимист, а кто-то оптимист. Но и с каждым выбором человек меняется сам, даже если он ошибся, то от этого только накапливается опыт, и это непременно сказывается на других ситуациях. Есть же подростки, которые ошибаясь, замыкаются, у них возникают комплексы, и тут накапливается опыт, только отрицательный - опыт сомнений, разрешившихся неверным выбором. И как раз здесь возникает вопрос о признании ошибки. Хватит ли истиной принципиальности мужества признать ошибку? Если нет - беда: болезнь уйдет вглубь и станет чертой характера, когда в любой своей неудаче винят других. Если да - важнейшая из побед - победа над собой; тогда опыт ошибок становится фундаментальным приобретением человека, точнее не опыт ошибок, а опыт их сознания, понимания причинно следственных связей, опыт, который помогает не робеть перед жизнью, а все более сознательно принимать решения, ведущие к наименьшим издержкам, т.е. самому управлять своей жизнью, не боясь трудностей, но стремясь к их преодолению.
Выбор профессии или выбор учебного заведения - это важнейший вопрос, который возникает у ребят после 9 и 11 класса. Многие подростки выбирают профессию по разным факторам:
-подросток выбирает профессию за компанию, т. е. куда и друг
-подросток выбирает профессию, руководствуясь мнением родителей
-подросток выбирает профессию, потому что она престижна или имеет высокую заработную плату, или и то и другое
-подросток выбирает профессию, потому что он имеет расположенность к ней (в школе предмет более удавался в этой сфере, она для него интересна и увлекательна).
По сути, точность выбора зависит от того, насколько в его основании лежит предвидение, предполагаемый результат. Но ведь и предвидение всегда носит вероятностный характер, а степень вероятности, опять же, обусловлена опытом. Круг замыкается . И этот круг разрешить помогут взрослые, они могут помочь выявить какую-то расположенность к профессии. Плохо, если взрослые не приемлют решения подростка, оно кажется незначительным для них, заслоняющее что-то важное для взрослых, в том числе и для подростков, их настоящего и особенно будущего.
Методы изучения личности. Общая характеристика методов изучения свойств личности
Знание свойств личности необходимо для прогнозирования индивидуального и группового поведения, правильной расстановки кадров. Поэтому руководителям в системах управления необходимо определять эти свойства в условиях производственной деятельности путем наблюдений, анализа деятельности, а также получать необходимые данные с помощью практи ...
Общая характеристика психического развития ребёнка младшего школьного возраста
в условиях учебной деятельности
Анализ кризисного возраста, связанного с переходом от дошкольного к младшему школьному возрасту, предпринимается нами с точки зрения классической концепции Л.С. Выготского, где ключевыми характеристиками категории «психологического возраста» являются социальная ситуация развития и центральное возрастное новообразование. А также, разрабо ...
Тернистый путь от детства к взрослости
Подростковый возраст(10-15 лет), с точки зрения педагогики и психологии - время бурного и во многом противоречивого развития. В это время происходят значительные изменения и в организме, и в психике ребёнка, играющие исключительную важную роль в формировании личности человека. Не случайно французский философ Ж.-Ж. Руссо назвал подростко ...