Задание №9Страница 1
Проведите обработку результатов эксперимента: исследование самооценки личности. Цель обработки результатов - определение связи между ранговыми оценками качеств личности, входящими в представления "Я" - идеальное и "Я" реальное. Мера связи устанавливается с помощью коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. (Экспериментальная работа проводится во время аудиторного занятия.)
Методика. Исследование самооценки личности
Цель исследования: определить уровень самооценки.
Материал и оборудование: список слов или специальный бланк со словами, характеризующими отдельные качества личности, ручка.
Это исследование имеет два существенно различающихся по процедуре варианта определения самооценки личности. В обоих случаях можно работать как с одним испытуемым, так и с группой. Мы рассмотрим первый вариант исследования. (см. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. Составители Т.И. Пашукова и др. - М., Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996.)
Первый вариант исследования
В основе исследования самооценки в этом варианте методики лежит способ ранжирования. Процедура исследования включает две серии. Материалом, с которым работают испытуемые, является напечатанный на специальном бланке список слов, характеризующих отдельные качества личности. Каждый испытуемый получает такой бланк в начале исследования. При работе с группой испытуемых важно обеспечить строгую самостоятельность ранжирования.
Первая серия
Задача первой серии: выявить представление человека о качествах своего идеала, то есть "Я" идеальное. Для этого слова, напечатанные на бланке, испытуемый должен расположить в порядке предпочтения.
Инструкция испытуемому: "Прочитайте внимательно все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их идеальной личности, то есть с точки зрения полезности, социальной значимости и желательности. Для этого проранжируйте их, оценив каждое в баллах от 20 до 1. Оценку 20 поставьте в бланке, в колонке №1 слева от того качества, которое, по Вашему мнению, является самым полезным и желательным для людей.
Оценку 1 - в той же колонке №1 слева от качества, которое наименее полезно, значимо и желательно. Все остальные оценки от 19 до 2 расположите в соответствии с Bашим отношением ко всем остальным качествам. Следите, чтобы ни одна оценка не повторялась дважды".
Вторая серия
Задача второй серии: выявить представление человека о своих собственных качествах, то есть его "Я" реально. Как и в первой серии испытуемого просят проранжировать напечатанные на бланке слова, но уже с точки зрения характерности или присущности обозначаемых ими качествличности себе самому.
Инструкция испытуемому. "Прочитайте снова все слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения присущности их Вам. Проранжируйте их в колонке №2, оценив каждое от 20 до I. Оценку 20 - поставьте справа от того качества, которое, по Вашему мнению, является присущим Вам в наибольшей степени, оценку 19 - поставьте тому качеству, которое xapактерно для Вас несколько меньше, чем первое, и так далее. Тогда оценкой 1 у Вас будет обозначено то качество, которое присуще Вам меньше, чем все остальные. Следите, что бы оценки - ранги не повторялись дважды".
Бланк со словами, характеризующими качества личности выглядит следующим образом.
№1 |
Качества личности |
№2 |
d |
2 d |
19 |
Уступчивость |
15 |
4 |
16 |
13 |
Смелость |
10 |
3 |
9 |
4 |
Вспыльчивость |
4 |
0 |
0 |
6 |
Нервозность |
3 |
3 |
9 |
18 |
Терпеливость |
16 |
2 |
4 |
12 |
Увлекаемость |
7 |
5 |
25 |
7 |
Пассивность |
13 |
-6 |
36 |
3 |
Холодность |
2 |
1 |
1 |
14 |
Энтузиазм |
8 |
6 |
36 |
11 |
Осторожность |
17 |
-6 |
36 |
1 |
Капризность |
1 |
0 |
0 |
10 |
Медлительность |
20 |
-10 |
100 |
20 |
Гуманность |
18 |
2 |
4 |
9 |
Застенчивость |
14 |
-5 |
25 |
2 |
Трусость |
5 |
-3 |
9 |
17 |
Трудолюбие |
9 |
8 |
64 |
8 |
Подозрительность |
11 |
-3 |
9 |
16 |
Педантичность |
12 |
4 |
16 |
5 |
Легковерие |
6 |
-1 |
1 |
15 |
Аккуратность |
19 |
-4 |
16 |
210 |
210 |
0 |
Σ d2 =326 |
Психологические особенности
Психология семьи -
относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и по ...
Методики исследования. Экспериментальная беседа по
выявлению “внутренней позиции школьника” Н.И. Гуткиной
Структурированная беседа состоит из 12 вопросов, текст которых представлен в приложении №1.
Проведение. Перед тем, как задавать вопросы, устанавливается эмоциональный контакт с ребенком. Беседа проводится в обстоятельной и спокойной обстановке. Ответы ребенка фиксируются в протоколе.
Цель: Выявить отношение к школе.
Полученные резуль ...
Политический конфликт
Политический конфликт – столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с достижением власти или ее перераспределением, а также с изменением их политического статуса в обществе.
Источник политических конфликтов универсален – это все го же удовлетворение базовых потребнос ...