Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденцииСтраница 4
При хроническом отравлении наркотиками у подростков нередко развиваются психозы, которые могут возникнуть как в состоянии опьянения, в состоянии абстиненции, так и после исчезновения основных признаков абстиненции. Эти психозы протекают со страхом, слуховыми и зрительными галлюцинациями, больным кажется, что их жизни угрожает опасность, они куда-то убегают, обороняются, окружающее могут восприниматься ими как кошмарный или, наоборот, приятный сон [19,11].
У подростков, предрасположенных к психическим нарушениям, наркотики могут провоцировать длительные психотические состояния, требующие соответствующего психиатрического лечения.
С.Б. Белогуров в анамнезе страдающих наркоманией, наряду с другими факторами, отмечает: воспитание в неполной семье; постоянную занятость одного из родителей (длительные командировки, деловую загруженность и т.д.); отсутствие других детей в семье [4].
По мнению Б. Уильямс, среди наркоманов наблюдается определенное сходство, касающееся их семей, и отмечаются следующие факторы: отец отсутствует или отличается слабым характером; излишне заботливая, уступчивая или, наоборот, властная мать; непоследовательное поведение и отсутствие сдерживающих факторов; враждебность или конфликты между родителями; нереальное стремление родителей по отношению к детям [27].
Психологические исследования семей, в которых подросток страдает наркоманией, позволяют сделать вывод о том, что существует психологический тип отца наркозависимого, которого можно обозначить по аналогии с выделенной учеными «шизофреногенной матерью» «наркогенным отцом». Сутью его психологического портрета является сочетание таких черт, как повышенные требования к себе и своему окружению (в частности, ребенку, жене), трудоголизм, нежелание считаться с индивидуальными, возрастными особенностями и ситуативными моментами, эмоциональная холодность в сочетании с жесткостью и нередко с жестокостью, склонность к конкурентной борьбе, гиперактивность и общительность, носящая часто поверхностный характер и не сопровождающаяся желанием понять и эмоционально принять собеседника [11].
Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где воспитывает ребенка один из родителей. Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.
Чаще всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены самим себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери (часто безмерно занятых добыванием средств для жизни семьи), а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий (взрослые так погружены в выяснения отношений, что на ребенка просто не остается времени) [11; 27; 29].
Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономическую базу.
Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на уче ...
Понятие готовности к школьному обучению. Основные аспекты школьной
зрелости.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи. Но внутри этого аспекта выделяются различные подходы:
1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных изменений и навыков, необходимых для ...
Эмоциональная сфера личности. Функции эмоций
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эм ...