Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции
Страница 4

Статьи по психологии » Наркомания как форма зависимого поведения » Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции

При хроническом отравлении наркотиками у подростков нередко развиваются психозы, которые могут возникнуть как в состоянии опьянения, в состоянии абстиненции, так и после исчезновения основных признаков абстиненции. Эти психозы протекают со страхом, слуховыми и зрительными галлюцинациями, больным кажется, что их жизни угрожает опасность, они куда-то убегают, обороняются, окружающее могут восприниматься ими как кошмарный или, наоборот, приятный сон [19,11].

У подростков, предрасположенных к психическим нарушениям, наркотики могут провоцировать длительные психотические состояния, требующие соответствующего психиатрического лечения.

С.Б. Белогуров в анамнезе страдающих наркоманией, наряду с другими факторами, отмечает: воспитание в неполной семье; постоянную занятость одного из родителей (длительные командировки, деловую загруженность и т.д.); отсутствие других детей в семье [4].

По мнению Б. Уильямс, среди наркоманов наблюдается определенное сходство, касающееся их семей, и отмечаются следующие факторы: отец отсутствует или отличается слабым характером; излишне заботливая, уступчивая или, наоборот, властная мать; непоследовательное поведение и отсутствие сдерживающих факторов; враждебность или конфликты между родителями; нереальное стремление родителей по отношению к детям [27].

Психологические исследования семей, в которых подросток страдает наркоманией, позволяют сделать вывод о том, что существует психологический тип отца наркозависимого, которого можно обозначить по аналогии с выделенной учеными «шизофреногенной матерью» «наркогенным отцом». Сутью его психологического портрета является сочетание таких черт, как повышенные требования к себе и своему окружению (в частности, ребенку, жене), трудоголизм, нежелание считаться с индивидуальными, возрастными особенностями и ситуативными моментами, эмоциональная холодность в сочетании с жесткостью и нередко с жестокостью, склонность к конкурентной борьбе, гиперактивность и общительность, носящая часто поверхностный характер и не сопровождающаяся желанием понять и эмоционально принять собеседника [11].

Традиционно принято считать, что фактором риска приобщения к одурманивающим веществам является неполная семья, где воспитывает ребенка один из родителей. Однако, как показывают многочисленные социологические исследования, значительная часть подростков-наркоманов сегодня имеют обоих родителей. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а атмосфера, складывающаяся в ней, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.

Чаще всего и раньше всех начинают наркогенную жизнь несовершеннолетние из семей, где воспитывают по типу гипоопеки. Проще говоря, это те дети и подростки, которые предоставлены самим себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен социальным поведением отца или матери (часто безмерно занятых добыванием средств для жизни семьи), а также деструкцией межличностных отношений и взаимодействий (взрослые так погружены в выяснения отношений, что на ребенка просто не остается времени) [11; 27; 29].

Однако в последнее время гипоопека все чаще оказывается связанной с иными причинами, имеющими социально-экономическую базу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Корреляционный анализ
Корреляционный анализ (от лат. «соотношение», «связь») применяется для проверки гипотезы о статистической зависимости значений двух или нескольких переменных в том случае, если исследователь может их регистрировать (измерять), но не контролировать (изменять).(2). Задача корреляционного анализа сводится к установлению направления (положи ...

Проблема своеобразия личности
Уникальность, неповторимость психологического облика каждого человека – один из тех явных феноменов нашей психики, которые наиболее бурно обсуждаются, исследуются, а иногда отвергаются как досадная помеха экспериментальному исследованию. С древних времен берут начало и интуитивное понимание того, что люди психологически не одинаковы, и ...

Психологический анализ t-щих функций традиционной и инновационной стратегии образования
Образование: -как система -развивающаяся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус- это системы дошкольного, школьного, ср. специального, высшего, послевузовского образования. Образование- целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах Л-ти, общества ...