Музыкотерапия как психологическое средство коррекции состояний
Страница 2

Статьи по психологии » Преодоление психологического стресса средствами музыкотерапии » Музыкотерапия как психологическое средство коррекции состояний

В России не существует системы подготовки профессиональных кадров в области музыкотерапии, хотя необходимость в этом очевидна. В настоящее время в Московском институте традиционной медицины и музыкотерапии при участии Центра восстановительной медицины и курортологии Минздрава РФ и Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова подготовлена учебная программа по клинической музыкотерапии, на основе которой с сентября 1999 г. предусмотрена регулярная подготовка профессиональных музыкотерапевтов, пока в порядке последипломного тематического усовершенствования для врачей.

Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса и облегчения боли у взрослых и детей; для повышения резервных возможностей организма человека в центрах здоровья; для больных бронхиальной астмой; для взрослых с отклонениями в развитии; для контингента психиатрических больниц и клиник всех возрастных групп; для лиц, страдающих психосоматическими расстройствами; для пациентов реабилитационных центров, имеющих физические нарушения; для престарелых и лиц, нуждающихся в постоянном уходе; для детей, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т. д. [30].

Анализ данных научной литературы и собственных исследований позволил нам сформулировать новую научную концепцию:

"Музыкотерапия

- это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент должен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности. Для реализации всего этого квалифицированный музыкотерапевт решает терапевтические задачи, которые были выработаны им совместно с командой терапевтов или лечащим врачом, обязательно при участии пациента" (DGMT, 1991)

Абстрактная формулировка понятия музыкотерапии требует субъективного принятия соответственной научной точки зрения и не может быть окончательно утверждена из-за разнообразия трактовок и неточности термина. Но это не мешает выделению в ней отдельных направлений, что, по-видимому (учитывая психоаналитическую обоснованность метода), и случится в скором времени. [4; 541].

Выделяют четыре основных направления лечебного действия музыкотерапии:

1. эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

2. развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

3. регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

4. повышение эстетических потребностей.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии указывают:

· катарсис;

· эмоциональную разрядку;

· регулирование эмоционального состояния;

· облегчение осознания собственных переживаний;

· конфронтацию с жизненными проблемами;

· повышение социальной активности;

· приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

· облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной

и рецептивной

.

Þ Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Þ Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

ü коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия);

ü реактивной (направленной на достижение катарсиса);

ü и регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

Страницы: 1 2 3 4


Лидер формальный и неформальный
Желание быть лидером присуще не малому числу людей. Но одного только желания и даже усилий по его реализации все же оказывается еще недостаточно. В качестве лидера человек должен быть, прежде всего, воспринят членами своей группы. Что же лежит в основе подобного восприятия? Почему именно в одном из членов группы коллеги склонны усматрив ...

Характеристика рассеянности
Этим словом обозначается определенный недостаток внимания, часто дающий себя знать при обучении в школе. Различают два вида рассеянности. Первый вид рассеянности – это непреднамеренная, непроизвольная отвлекаемость от основной деятельности. Человек ни на чем не может сосредоточиться, все время отвлекается, даже интересная деятельность ...

Описание выборки и методов исследования. Описание исследуемой выборки
В исследовании приняло участие 56 студентов II курса факультета №5 Национального аэрокосмического университета, специальности «КСС», дневной формы обучения. С помощью «Опросника профессиональной готовности» были выделены студенты, испытывающие трудности в профессиональном самоопределении, в количестве 31 человек (55,4%). Остальные 25 ч ...