Методы исследования
Страница 1

Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами настоящей работы.

Метод социометрии

. Это – один из социально-психологических методов изучения межличностных отношений в группе на основе выбора (предпочтения). Теория социометрического теста основана на пяти ключевых положениях (или законах), сформулированных Дж. Морено для оценки межличностных отношений в малой группе [ с. 525]. скачать clubgg

Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторой ситуации. При этом учитывается не только количественная, но и качественная сторона выраженных в тесте предпочтений. Данный метод решает следующие задачи:

■ измерение степени сплочённости – разобщённости в группе;

■ выявление соотносительного авторитета членов группы по

признакам симпатии – антипатии (лидеры, предпочитаемые,

отвергаемые, изолированные);

■ обнаружение внутригрупповых сплочённых образований во

главе с неформальными лидерами.

Тестирование

.

С помощью этого метода автором осуществлялось основное исследование (глубокое тестирование обеих групп подростков). Для его проведения использовались следующие конкретные методики:

1. Шкала «UCLA». Предназначена для измерения одиночества. Разработана Дениелом Расселом в 1978 году. 25 пунктов этой шкалы были взяты Расселом из методики определения одиночества Сизенвейна (1964), там же была взята и система ответов: никогда, редко, иногда, часто. В1980 году шкала была усовершенствована и разработан сокращённый вариант шкалы, состоящий из четырёх пунктов.

2. Методика определения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС). Цель данной методики – определить уровень развития коммуникативных и организаторских умений и склонностей. Методика базируется на принципе отражения и оценки школьником некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях, знакомых по личному опыту и затрагивают различные стороны взаимодействия человека с окружающим миром [ с. 31]. Опросник содержит 40 вопросов: 20 из них включены в программу изучения коммуникативных способностей (проявляет ли школьник стремление к общению, много ли у него друзей; любит ли находиться в кругу друзей или предпочитает одиночество; быстро привыкает к новым людям, к новому коллективу; насколько быстро реагирует на просьбы друзей, знакомых; любит ли общественную работу; легко ли устанавливает контакты с незнакомыми людьми), другие 20 – включены в программу изучения организаторских способностей (быстрота ориентации в сложных ситуациях; находчивость, инициативность, настойчивость, требовательность; склонность к организаторской деятельности, самостоятельность, самокритичность, выдержка, отношение к общественной работе). В результате подсчёта баллов по тесту определяется один из пяти уровней развития коммуникативных и организаторских склонностей: очень низкий (1), низкий (2), средний (3), высокий (4) и высший (5).

3. Личностный опросник «НЭП». Предназначен для диагностики основных параметров личности. Содержит в себе четыре шкалы: шкала лжи, экстраверсии-интроверсии, нейротизма, психотизма. Тест разработан Г.Айзенком в 1969 году совместно с С.Айзенком и получил название «Личностный опросник Айзенка» (EPQ). Существует взрослая и детская форма. Они содержат 90 и 81 вопросов соответственно. Нами был использован адаптированный вариант данной методики, который получил название «НЭП» (нейротизм, экстраверсия, психотизм).

4. Методика исследования самооценки. Авторы - Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн [ , с. 35]. Предназначена для определения уровня самооценки учащегося, ее адекватности. Испытуемым предлагается нарисовать лестницы, обозначающие умственное развитие, здоровье, характер и счастье, при чем им сообщается, что если условно на этих лестницах расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположатся «самые умные», а на нижней – «самые глупые», по аналогичному принципу расположатся люди на остальных лестницах.

1. Самые умные

2.Очень умные

3.Умные

4. Более или менее умные

5. Среднего ума

6. Более или менее неумные

7. Неумные

8. Глупые

9. Самые глупые

Страницы: 1 2


Психические особенности у подростков
Современный подросток видит перспективу своей полезности для других, общества в обогащении собственной индивидуальности. Но при этом ему не хватает ни доверия, ни уважения взрослых, во-первых, и, во-вторых, не создаются возможности для реализации потребности в самореализации. Расхождение между стремлениями подростка, связанными с осозн ...

Практическое применение собеседования при приеме на работу. Описание объекта исследования.
В нашем исследовании было протестировано 22 человека (10 мужчин и 12 женщин), работающих в одной команде в центре «Алегат». Все они занимаются продвижением товаров, распространяющих фирмой. Возраст участников от 21 до 37 лет. Выборка была случайной. ...

Антропологическая мысль представителей средневекового арабского мира
Проблемы человека рассматривалась и обсуждалась в арабском мире представителями всех идейных направлений. Выделяются три главных подхода в изучении человека: теологический, мистический, философский. 1. Представители теологического подхода ( мутакаллимы-толкователи Корана и Святого предания Сунны), признавали всемогущего, вездесущего А ...