Организационно-методические основы исследования ообенностей подросткового
одиночества. Организационно-методические основы исследованияСтраница 1
Цель исследования
– выявить и изучить особенности подросткового одиночества.
Объект исследования:ученики 8-10 классов (13-16 лет) средней школы № 55 города Иванова в количестве 38 человек.
Предметом
изучения являются особенности подросткового одиночества.
Гипотезы исследования
:
1. Подростки, испытывающие состояние одиночества, обладают определёнными личностными особенностями и особенностями общения, которые вызывают данное состояние.
2. Состояние одиночества отрицательно влияет на коммуникативные способности подростков и их статус в коллективе сверстников.
Научная новизнаисследования заключается:
4) в комплексном анализе существующих точек зрения в философско-психологической литературе относительно проблемы одиночества, в том числе и подросткового;
5) в выявлении личностных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими;
6) в выявлении особенностей социализации подростков, испытывающих состояние одиночества.
Практическая значимость исследования
состоит в том, что
полученные данные могут быть использованы психологами и педагогами при работе с подростками, в том числе в процессе психологического консультирования.
Экспериментальное исследование включало в себя три этапа
:
1 этап - выявление подростков, испытывающих состояние одиночества;
2 этап – изучение их личностных и социальных особенностей;
3 этап – количественный и качественный анализ связи одиночества со свойствами личности, а также связи личностных и социальных особенностей подростков, чувствующих себя одинокими.
Изучение подростков, испытывающих чувство одиночества, строилось на основе конкретных методологических принципов, выработанных в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.). Они лежат в основе изучения психических явлений.
Принцип детерминизма объясняет, что явления общественной психологии детерминированы не только особенностями участников данного явления и взаимоотношениями между ними, но и влияниями, которые они испытывают со стороны социального окружения [ с. 16]. Принцип социально-психологического детерминизма объясняет особенности психики обусловленностью ее объективными внешними факторами и внутренними (индивидуальные особенности личности). Применительно к предмету нашего исследования – можно предположить, что оно обусловлено личностными и индивидуально-психологическими особенностями подростков.
Принцип единства сознания и деятельности. C.Л. Рубинштейн писал: «Деятельность человека обуславливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности являются условием их адекватного выполнения» [ , с. 251]. Принцип единства сознания и деятельности понимается нами как единство внешних актов поведения и внутреннего состояния субъекта.
Принцип развития внутренне связан с объяснительными принципами системного подхода и социально-психологического детерминизма. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин. Изменения происходят закономерно, переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включаются элементы случайности.
Важным методологическим принципом является принцип системности. «Природа психического, писал Б.Ф. Ломов, - может быть понята только на основе системного подхода, то есть рассмотрения психического в том множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно существует как целостная система» [ , с. 83]. В.Н. Куликов утверждает, что этот принцип требует понимания общественной психологии как целостной системы, которая включает ряд взаимосвязанных подсистем [ , 33]. Еще в 60-х годы учеными была предпринята попытка применить системный подход к отдельным психическим явлениям. По итогам исследования был сформулирован принцип целостности психических явлений, который предлагает рассмотрение психических явлений как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов. В этом случае явление рассматривается как система, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в данной структуре.
Описание и представление результатов исследования
Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень.
Диаграммы используют для представления результатов диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме представить оценки по тестам или по фа ...
Психогенные сексуальные проблемы мужчин
Сексуальные расстройства в наши дни превращаются в массовое явление. Как показал опрос, проведенный в США в 1970 г., от 30 до 50 % мужчин испытывают проблемы с потенцией. Эти данные дают основания предполагать, что многие наши клиенты переживают подобные проблемы, независимо от того, по какой причине они приходят за помощью к психотерап ...
Характеристика методик исследования. Диагностика
лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий)
Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.
Испытуемому предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «да» или «нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено.
Ключ к тесту
Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.
Ключ: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б ...