Философско-психологический анализ проблемы одиночества. Эволюция отношения к одиночеству в исторических и философских трудах
Страница 4

Статьи по психологии » Психологические особенности подростков, испытывающих состояние одиночества » Философско-психологический анализ проблемы одиночества. Эволюция отношения к одиночеству в исторических и философских трудах

В контексте американской культуры, по словам американского психолога Маргарет Мид [ ], отношение к проблеме одиночества необходимо рассматривать как одну из важных характерных особенностей. С самых первых дней появления младенца в американской семье принято оставлять его одного, так как ребенок, по мнению американцев, должен научиться независимости и самостоятельности, поэтому самому засыпать - это первый урок на пути к приобретению этих качеств. Следовательно, американские дети учатся переносить одиночество самостоятельно и радоваться обществу, как награде за их терпение и труд. «По мере взросления, ребенок начинает проявлять социальную активность и привыкает с недоверием относиться к уединенному времяпровождению, как к пустому и бесплодному, если не греховному» [ ]. Тем не менее, став взрослым, и получив профессиональные навыки, молодой человек попадает в определенную социальную группу, где постоянно встречается с людьми, исходя из своих личных и профессиональных интересов. Необходимо отметить, что современная культура, модернизация ведет к тому, что у человека появляется чувство ролевой раздробленности, поэтому чаще всего возникает образ нескольких «я», которые могут реализовать себя в разных социальных сферах, и которые не могут быть определены единственной характеристикой. Если же обстоятельства складываются так, что человек не получает признания на социально-групповом уровне, и у него нет близких друзей, то такая ситуация порождает глубочайший психологический кризис личности, и способствует появлению чувства одиночества, которое приводит человека иногда к аномии (общему состоянию бытия).

Практически все философские школы и направления в соответствии со своими мировоззренческими принципами освещали феномен одиночества. Проблему одиночества исследовали Фромм Э., Хорни К., Франкл В., Сартр Ж.П., Камю А., Къеркегор А., Ясперс К. и др. Их работы представляют особый интерес, поскольку обуславливают особый современный интеллектуальный потенциал в отношении разработки теории этой проблемы, несмотря на то, что их интерпретации феномена одиночества лежат совершенно в разных плоскостях. Так, согласно Паскалю Б., «…человек совершенно одинок и заброшен в бессмысленное бытие». Следующую трактовку одиночества мы находим у Къекегора: «Одиночество, в соответствии с мыслью этого философа, - это замкнутый мир внутреннего самосознания, мир, принципиально не размыкаем ни кем, кроме Бога». Человек обречен на страдание и одиночество. Человек, согласно Къекегору, существует лишь для бога, поскольку Бог существует для него. Концепция Яспера К. гласит, что для вступления в подлинную коммуникацию (то есть социальные отношения) индивид должен порвать свои социальные связи и противопоставить себя «другим и своему миру». Исходя из этого высказывания, мы можем заключить, что условием коммуникации оказывается одиночество человека, трактуемое Яспером К. как социально-психологическая изолированность.

На наш взгляд, наибольший вклад в осмысление и разработку этого феномена внесли философы-экзистенциалисты. Они принимают во внимание тот факт, что люди изначально одиноки, но расходятся во мнении о том, как люди могут жить, будучи одинокими. Так, Сартр Ж.П. рассматривал одиночество как глубинную основу бытия индивида. Сартр стремится субъективизировать мир. Причем субъективизм в его понимании имеет два смысла. С одной стороны, субъективизм означает, что субъект сам себя выбирает, а с другой – что человек не может выйти за пределы человеческой субъективности, то есть он изначально одинок. Именно второй смысл, по его словам, и есть глубокий смысл экзистенциализма. В философии Сартра одиночество становится принципом замкнутого антропологического универсума. Внутренняя изолированность человека – основа любого индивидуального бытия как такового. «Мы одиноки, и нам нет извинений» [ ]. Экзистенциалисты считают одиночество необходимым и неотъемлемым компонентом экзистенции человека. Одиночество принадлежит к «пограничным ситуациям», которые суть, символ человеческого положения в мире и без которых не достиг бы подлинного существования. Поэтому их устранение не только невозможно, но и нежелательно. В целом экзистенциализм отразил духовный кризис современной эпохи, обнажил ее противоречия и болезни, но предложить выход из ситуации не смог, так как недооценил социальную обусловленность человеческих отношений.

Страницы: 1 2 3 4 5


Занятие 3.
Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности. Ход занятия: 1. «Ритуал приветствия» 2. Настроение в цвете» 3. «Пары слов» Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации. Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка – молоко, булка – масло, мальчик – машина, зима – гора, стол – пирог, зубы ...

Изучение влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. Программа исследования: цель, задачи, гипотезы, методы исследования
На основании теоретического анализа специальной литературы нами разработана программа исследования. Цель работы: изучение особенностей влияния стиля педагогического общения на успешность протекания адаптационного периода у первоклассников. Объектом в нашем исследовании является процесс социально-психологической адаптации младших школь ...

Психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров в организации
Профотбор- осн. сост-щая часть профориентации. Он возник в связи с тем, что не все люди одинаково успешно справляются с одними и теми же видами труда, не все люди успевают научиться профессии за срок, отведенный для обучения. Профотбор- специально организованный исследовательский пр-с (Назимов). Марищук В.А.- Профотбор- научно обоснован ...