Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте
Страница 1

Статьи по психологии » Связь агрессивности и самооценки » Специфика проявления агрессивности и самооценки в юношеском возрасте

Прежде чем приступать к рассмотрению психологических особенностей проявления агрессии в раннем юношеском возрасте нужно определить возрастные рамки этого периода.

Н.П. Гундобина предполагает, что юношеский возраст идентичен подростковому, и он характеризуется как пубертатный период. Для мальчиков – от 13 до 17 лет, для девочек – от 11 до 15 лет.[17]

В.С. Мухина в свою очередь юношеский возраст определила как период жизни после отрочества до взрослости (возрастные границы условны – от 15–16 до 21–25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительно повзросления.[18]

А.Е. Личко – автор первого советского руководства по подростковой психиатрии – различает младший подростковый возраст – 12–13 лет, средний – 14–15 лет и старший – 16–17 лет. По его инициативе в 1970 году была создана первая подростковая психиатрическая клиника в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева. В эту клинику поступают дети подросткового возраста – от 12 до 18 лет.[19]

А.В. Мудрик характеризует ранний юношеский возраст, как период от 14 с половиной до 17 лет. При этом утверждает, что надо различать хронологический возраст – прожитое данным индивидом число лет, физиологический возраст – степень физического развития человека, психологический возраст – степень душевного развития и педагогический возраст – степень овладения культурой данного общества. Эти возрасты могут не совпадать у одного и того же лица, и это несовпадение далеко не всегда указывает на какие-то ненормальности в его развитии.[20]

В зарубежной психологии, по концепции Э. Эриксона, возраст от 12 до 19 лет считается подростковый. И ему характерен психосоциальный кризис идентичности или ролевого смешение, при этом сильная сторона для этого периода – верность.

На международном симпозиуме по возрастной периодизации, проходившем в Москве в 1965 году, было принято, что юношеский возраст имеет различные возрастные рамки, зависящие от пола человека. Для молодых людей – 17–21 год, для девушек – 16–20 лет.

По Э.Ф. Зееру ранняя юность характеризуется возрастом от 15 до 18 лет. Основные потребности в этом периоде: самоутверждения, профессиональное самоопределение и общение с противоположным полом.

В данной курсовой работе мы будем основываться на возрастную периодизацию, которая захватывает возрастные рамки юношеского возраста от 14–15 до 17–18 лет. Именно эти возрастные рамки, так или иначе, проявляются в концепциях следующих авторов: В.С. Мухиной, А.В. Мудрика и А.Е. Личко.

Хотя старшеклассники сталкиваются с одними и теми же проблемами, взрослеют они по-разному. Прежде всего, действует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно межличностной (подростки созревают и развиваются в различном темпе, поэтому хронологические сверстники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития) и внутриличностной (гетерохронность физического, полового, умственного, социального и нравственного развития одного и того же индивида). В зависимости от индивидуально-типологических особенностей существуют принципиально разные типы развития. У одних людей юность – период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими конфликтами с окружающими и самим собой. У других юность протекает плавно и постепенно, они включаются во взрослую жизнь сравнительно легко, но до некоторой степени пассивно; романтические порывы, обычно ассоциирующиеся с юностью, им не свойственны; такие люди доставляют меньше всего хлопот воспитателям, но в их развитии механизмы приспособления могут блокировать формирование самостоятельности. Третий тип юности характеризуется быстрыми, скачкообразными изменениями, которые, однако, эффективно контролируются самой личностью, не вызывая резких эмоциональных срывов; рано определив свои жизненные цели, такие юноши и девушки отличаются высоким уровнем самоконтроля, самодисциплины и потребности в достижении, они активно формируют собственную личность, но у них слабее развита интроспекция и эмоциональная жизнь.[21]

Страницы: 1 2 3 4 5


Теоретические подходы к вандализму. Эстетическая теория
В. Оллен и Д. Гринбергер рассматривают вандализм с позиций теории возбуждения, а также экспериментальной эстетики. Эстетическая теория изучает внутренние психологические процессы, присущие самому акту разрушения. Вандализм трактуется как процесс, доставляющий удовольствие. Авторы опираются на тезис, что гедонистическая ценность стимула ...

Эмпирическое исследование нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста. Организация исследования нарушения чтения у учащихся младшего школьного возраста
Для изучения особенности нарушения чтения у детей младшего школьного возраста мы провели исследование на базе МОУ СОШ № 34 г. Комсомольска-на-Амуре, в исследовании принимало участие 15 детей 2 – х классов: 7 мальчиков, 8 девочек. Анализ протоколов ПМПК и речевых карт показал, что дети, участвующие в исследовании, имели заключение психо ...

Развитие и воспитание внимания у младших школьников
В дошкольном возрасте у детей преобладает непроизвольное внимание. На развитие произвольного внимания сильно влияет развитие речи и способность выполнять словесные указания взрослых, преднамеренно направляющих внимание ребенка на нужный предмет. Под влиянием игровой деятельности, отчасти трудовой (главным образом по самообслуживанию) и ...