Выявление социометрического статусаСтраница 1
Социометрический опросник (см. приложение 2) был роздан сразу после прохождения методики Айзенка. Социометрический опрос проводился по параметрическому методу, т.е. с ограничением количества выборов. В опроснике было предложено сделать три «положительных» и три «отрицательных» выбора на поставленные вопросы. После раздачи опросников следовали четкие инструкции по заполнению.
Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматрицы (см. приложение 3). Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.
Строится социоматрица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки «+» в случае положительного выбора и « - » в случае отрицательного.
Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность каждого из членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).
Персональный индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:
где Ci — социометрический статус индивида группы;
∑ — знак суммирования по вертикали;
Bi+ — число положительных выборов, полученных членом группы (со знаком плюс);
Bi- — число отрицательных выборов, полученных членом группы (со знаком минус);
N — количество членов в группе[12].
Для удобства дальнейшей работы с результатами, итоговые числа социометрического статуса были умножены на 100.
По данным социоматрицы, построенной после обработки бланков, можно составить таблицу:
Таблица 3.3. Количество положительных и отрицательных выборов и социометрический статус
|
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
+ |
5 |
2 |
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
5 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1 |
3 |
5 |
2 |
|
- |
0 |
2 |
8 |
2 |
2 |
1 |
8 |
7 |
2 |
1 |
2 |
0 |
3 |
1 |
2 |
7 |
3 |
3 |
0 |
5 |
|
Ci |
26 |
21 |
47 |
32 |
21 |
32 |
58 |
63 |
16 |
16 |
21 |
16 |
26 |
21 |
32 |
68 |
21 |
32 |
26 |
37 |
Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций
«Отрицательные» эмоции, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция — это сигнал тревоги, опасности для организма. « ...
Методики исследования межличностных отношений в группе
Основной путь исследования межличностных отношений внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данной группы.
Задача изучения межличностных отношений возникает при работе с каждым коллективом, в том числе и со школьным классом, где повседневно со ...
Развитие мышления
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п. Выделяют три вида мышления:
- наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами (игрушками);
- наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов явлений);
- словесно-логическое ...

