Выявление социометрического статуса
Страница 1

Социометрический опросник (см. приложение 2) был роздан сразу после прохождения методики Айзенка. Социометрический опрос проводился по параметрическому методу, т.е. с ограничением количества выборов. В опроснике было предложено сделать три «положительных» и три «отрицательных» выбора на поставленные вопросы. После раздачи опросников следовали четкие инструкции по заполнению.

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматрицы (см. приложение 3). Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.

Строится социоматрица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки «+» в случае положительного выбора и « - » в случае отрицательного.

Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность каждого из членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).

Персональный индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:

где Ci — социометрический статус индивида группы;

∑ — знак суммирования по вертикали;

Bi+ — число положительных выборов, полученных членом группы (со знаком плюс);

Bi- — число отрицательных выборов, полученных членом группы (со знаком минус);

N — количество членов в группе[12].

Для удобства дальнейшей работы с результатами, итоговые числа социометрического статуса были умножены на 100.

По данным социоматрицы, построенной после обработки бланков, можно составить таблицу:

Таблица 3.3. Количество положительных и отрицательных выборов и социометрический статус

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

+

5

2

1

4

2

5

3

5

1

2

2

3

2

3

4

6

1

3

5

2

-

0

2

8

2

2

1

8

7

2

1

2

0

3

1

2

7

3

3

0

5

Ci

26

21

47

32

21

32

58

63

16

16

21

16

26

21

32

68

21

32

26

37

Страницы: 1 2


Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению – это многокомплексное явление, при поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. Условно психологическую готовность можно разделить на уче ...

Особенности развития психологического знания в России на рубеже XIX века
XIX век – один из самых знаменательных этапов в русской истории и русской науке. Ослабление цензурного гнета, открытие многих либеральных изданий, возобновление университетских курсов по философии и психологии пробудили надежды прогрессивной части общества на то, что и в России, наконец, произойдет реформирование уклада и просвещение. О ...

Исследовательские подходы по изучению граффити
Первые попытки систематизации и изучения граффити относятся к XVII веку. В 1731 г. англичанин Трумбо опубликовал антологию надписей, собранных на зданиях и в общественных местах Лондона. Книга содержала высказывания о любви, браке, пьянстве, трезвости, скандалах, политике, играх, проповеди. В прошлом столетии первое научное исследовани ...