Выявление социометрического статуса
Страница 1

Социометрический опросник (см. приложение 2) был роздан сразу после прохождения методики Айзенка. Социометрический опрос проводился по параметрическому методу, т.е. с ограничением количества выборов. В опроснике было предложено сделать три «положительных» и три «отрицательных» выбора на поставленные вопросы. После раздачи опросников следовали четкие инструкции по заполнению.

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматрицы (см. приложение 3). Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.

Строится социоматрица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки «+» в случае положительного выбора и « - » в случае отрицательного.

Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность каждого из членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).

Персональный индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:

где Ci — социометрический статус индивида группы;

∑ — знак суммирования по вертикали;

Bi+ — число положительных выборов, полученных членом группы (со знаком плюс);

Bi- — число отрицательных выборов, полученных членом группы (со знаком минус);

N — количество членов в группе[12].

Для удобства дальнейшей работы с результатами, итоговые числа социометрического статуса были умножены на 100.

По данным социоматрицы, построенной после обработки бланков, можно составить таблицу:

Таблица 3.3. Количество положительных и отрицательных выборов и социометрический статус

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

+

5

2

1

4

2

5

3

5

1

2

2

3

2

3

4

6

1

3

5

2

-

0

2

8

2

2

1

8

7

2

1

2

0

3

1

2

7

3

3

0

5

Ci

26

21

47

32

21

32

58

63

16

16

21

16

26

21

32

68

21

32

26

37

Страницы: 1 2


Мир вокруг
Увлечения у подростков составляют категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами – с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от ин ...

Мотивы рисовальщиков
Каких-либо специальных исследований, посвященных изучению мотивов данного поведения, не проводилось, но на основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити. Утверждение личностной или групповой идентичности. Графф ...

Лидерство и руководство в малых группах
При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти пр ...