Выявление социометрического статусаСтраница 1
Социометрический опросник (см. приложение 2) был роздан сразу после прохождения методики Айзенка. Социометрический опрос проводился по параметрическому методу, т.е. с ограничением количества выборов. В опроснике было предложено сделать три «положительных» и три «отрицательных» выбора на поставленные вопросы. После раздачи опросников следовали четкие инструкции по заполнению.
Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматрицы (см. приложение 3). Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.
Строится социоматрица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки «+» в случае положительного выбора и « - » в случае отрицательного.
Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность каждого из членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).
Персональный индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:
где Ci — социометрический статус индивида группы;
∑ — знак суммирования по вертикали;
Bi+ — число положительных выборов, полученных членом группы (со знаком плюс);
Bi- — число отрицательных выборов, полученных членом группы (со знаком минус);
N — количество членов в группе[12].
Для удобства дальнейшей работы с результатами, итоговые числа социометрического статуса были умножены на 100.
По данным социоматрицы, построенной после обработки бланков, можно составить таблицу:
Таблица 3.3. Количество положительных и отрицательных выборов и социометрический статус
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
+ |
5 |
2 |
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
5 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1 |
3 |
5 |
2 |
- |
0 |
2 |
8 |
2 |
2 |
1 |
8 |
7 |
2 |
1 |
2 |
0 |
3 |
1 |
2 |
7 |
3 |
3 |
0 |
5 |
Ci |
26 |
21 |
47 |
32 |
21 |
32 |
58 |
63 |
16 |
16 |
21 |
16 |
26 |
21 |
32 |
68 |
21 |
32 |
26 |
37 |
Мир вокруг
Увлечения у подростков составляют категорию психических феноменов, структурных компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами – с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от ин ...
Мотивы рисовальщиков
Каких-либо специальных исследований, посвященных изучению мотивов данного поведения, не проводилось, но на основании изучения ценностей субкультур рисовальщиков и содержательных классификаций надписей и рисунков можно попытаться выстроить причины, побуждающие к созданию граффити.
Утверждение личностной или групповой идентичности. Графф ...
Лидерство и руководство в малых группах
При характеристике динамических процессов в малых группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа организуется, кто берет на себя функции ее организации, каков психологический рисунок деятельности по управлению группой? Проблема лидерства и руководства является одной из кардинальных проблем социальной психологии, ибо оба эти пр ...