Выявление социометрического статусаСтраница 1
Социометрический опросник (см. приложение 2) был роздан сразу после прохождения методики Айзенка. Социометрический опрос проводился по параметрическому методу, т.е. с ограничением количества выборов. В опроснике было предложено сделать три «положительных» и три «отрицательных» выбора на поставленные вопросы. После раздачи опросников следовали четкие инструкции по заполнению.
Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматрицы (см. приложение 3). Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.
Строится социоматрица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки «+» в случае положительного выбора и « - » в случае отрицательного.
Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность каждого из членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).
Персональный индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:
где Ci — социометрический статус индивида группы;
∑ — знак суммирования по вертикали;
Bi+ — число положительных выборов, полученных членом группы (со знаком плюс);
Bi- — число отрицательных выборов, полученных членом группы (со знаком минус);
N — количество членов в группе[12].
Для удобства дальнейшей работы с результатами, итоговые числа социометрического статуса были умножены на 100.
По данным социоматрицы, построенной после обработки бланков, можно составить таблицу:
Таблица 3.3. Количество положительных и отрицательных выборов и социометрический статус
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
+ |
5 |
2 |
1 |
4 |
2 |
5 |
3 |
5 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
4 |
6 |
1 |
3 |
5 |
2 |
- |
0 |
2 |
8 |
2 |
2 |
1 |
8 |
7 |
2 |
1 |
2 |
0 |
3 |
1 |
2 |
7 |
3 |
3 |
0 |
5 |
Ci |
26 |
21 |
47 |
32 |
21 |
32 |
58 |
63 |
16 |
16 |
21 |
16 |
26 |
21 |
32 |
68 |
21 |
32 |
26 |
37 |
Методика на выявление коммуникативных и организаторских способностей
(КОС-1)
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - руководство коллективами, обучение, воспи ...
Характеристика выборки
Исследование проводилось в Алапаевском профессионально-педагогическом колледже в ноябре 2008 года. В исследовании принимали участие юноши 17 лет в количестве 4 человек и девушки от 16 до 20 лет в количестве 13 человек. Все участники исследования студенты Алапаевского профессионально-педагогического колледжа, обучающиеся на третьем курсе ...
Физиологические основы внимания
Первичный факт, в котором выражается внимание, заключается в том, что некоторые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствующее, доминирующее значение для течения психических процессов. Физиологической основой внимания в соответствии с этим является тот характер процессов в нервной системе, который получил свое ...