Концепции детского развития Дональда Вудса ВинникоттаСтраница 3
Винникотт проводит еще более четкое различие между субъективным и объективным объектом, рассматривая отдельно отношение к объекту (object-relating) и использование объекта (object-usage).
При помощи отношения к объекту младенцу впервые удается наполнить объект значением. Однако это значение остается исключительно изолированным переживанием субъекта. Объект на этой стадии - это преимущественно пучок проекций младенца. Ребенок еще не воспринимает его как существующую независимо от него реальность. Материнская грудь еще не переживается младенцем как отдельно от него существующий феномен. Ребенок как бы сосет самого себя, грудь принадлежит к области его омнипотентного контроля. Но, тем не менее благодаря отношению к объекту происходит расширение области эмоциональных переживаний младенца, а также формируются механизмы проекции и идентификации, которые как бы переносят часть структуры “Я-САМ” ребенка в объект, увеличивая тем самым область Я.
Использование объекта предполагает, с одной стороны, существование отношения к объекту, но, с другой стороны, дополняет егоновыми аспектами, связанными с выделением существенных свойств объекта и со способностью объекта сохраняться для младенца. Объект на стадии использования объекта обладает уже независимым существованием. В этом заключается существенное отличие между отношением и использованием. Теперь ребенок пьет молоко уже из так называемого “источника‑не‑Я”, от которого он полностью зависит.
На объект, т. е. на мать и материнскую грудь, направляются также и деструктивные, разрушительные действия младенца. Только когда объект “переживет”, “выстоит” разрушение субъектом, субъект может использовать объект. Благодаря тому, что объект “выстоял”, субъект может начать жить в мире объекта. Происходит формирование необходимого для нормального развития первичного чувства вины, что создает предпосылки для последующего развития эдипальных отношений (принятие другого человека, гарантия от ухода в анаклитическую депрессию[4]). Развитие этого психического процесса тесно связано с поведением и позицией матери. Она - самый первый и самый главный человек, который как бы ведет ребенка сквозь первое столкновение с деструкцией. Именно на нее направлены нападки младенца. Она же является и первым объектом разрушения. Мать очень легко может сорваться и не сдержать свою закономерную раздражительность, вплоть до ненависти, когда ее младенец кусает или ранит ее. Поэтому все здесь зависит от того, обладает ли мать способностью “устоять”, “пережить” нападки ребенка. Винникотт говорит в этой связи, что мать “не должна мстить ребенку”. Младенец переживает таким образом способность объекта постоянно вновь и вновь выносить разрушение. Это позволяет впервые пережить реальность “устоявшего” объекта, усиливает эмоциональную связь и отношение к объекту, ведет к формированию постоянства и неизменности (константности) объекта. Важно отметить, что только после этого объект может быть использован.
Винникотт полагал, что переход от отношения к объекту к использованию объекта является сложнейшим процессом в развитии человека. Суть его заключается в том, что субъект начинает относиться к объекту как к внешнему феномену, а не как к собственной проекции. Младенец может теперь разместить объект вне сферы действия своей омнипотенции. Таким образом, он признает объект некой отдельной от него сущностью, обладающей собственными правами. Винникотт считал, что в этой фазе коренятся наиболее тяжелые из возможных последующих нарушений развития.
Винникотт постоянно подчеркивал, что отношение младенца к материнской груди определяется не только стремлением к удовлетворению его инстинктивных потребностей, но и связано с появлением у ребенка такого представления о груди, которое Винникотт характеризует как хищническое и алчное. Удовлетворение оральных потребностей может даже вызвать травматическое действие, если одновременно не обращать внимание на развитие функций Я младенца. Необходимо бережно относиться к формированию того, что позднее станет структурой “Я-САМ” (Self) ребенка, ядром его личности. Даже после хорошего орального удовлетворения у младенца все равно может остаться ощущение, что его обманули. Это может быть, например, связано с тем, что у младенца были так называемые каннибальские побуждения, ребенок был возбужден, а мать пыталась его успокоить посредством кормления и тем самым как бы вывела его из игры. Достаточно хорошая мать способна в связи с этим не только давать ребенку молоко, но и позволять своему голодному младенцу жадно хватать себя.
Особенности развития сенсорики у дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью. Особенности, вызванные дефектом
В работах по специальной психологии умственно отсталых детей, подчеркивается, что основным признаком олигофрении является недоразвитие познавательной стороны деятельности. Недоразвитие и недостатки познавательной деятельности проявляются и в сенсорно-перцептивном освоении умственно отсталыми детьми окружающего мира. Психофизиологическ ...
Психологическая природа информационного стресса в учебной деятельности. Учение о психологическом стрессе
Термин «стресс» (от англ. stress — давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозна ...
Сущность, функции и виды речи
Интерес к исследованию речи и языка обнаруживается на всех этапах существования человеческой истории, начиная с работ Платона и Аристотеля, вплоть до настоящего времени. Так, Платон в одном из своих диалогов писал, что «слово – это орудие обучения и распределения сущностей, подобно тому, как челнок – орудие распределения нитей на прядил ...