Мыслительная деятельность, ее общая характеристика и стадииСтраница 1
Когда в создавшейся проблемной ситуации возникает задача, не имеющая готового решения - появляется мышление. Такая задача может выступать как цель деятельности, например задача — раскрыть преступление, установить истину по делу. Чтобы активизировать мышление, необходима соответствующая мотивация мыслительной деятельности. И чем она сильнее, тем более продуктивно мышление. Рассмотрим подробнее этапы мыслительного процесса.
Подготовительный этап. На данном этапе осознается определенная цель деятельности, формулируются вопросы, которые предстоит решить. У следователя этот начальный этап мыслительной деятельности нередко предшествует возбуждению уголовного дела. Ориентирование в условиях задачи. За подготовительным этапом следует анализ возникшей проблемной ситуации, ее составных частей, их связей, предпринимаются первые попытки объяснить их причинную обусловленность. Поскольку исходных данных бывает недостаточно, эти объяснения чаще носят гипотетический (предположительный) характер. Данный этап мышления имеет место, например, в процессе изучения поступивших к следователю материалов, исходных данных о каком-либо совершенном преступлении.
В это время строятся гипотетические суждения, выдвигаются версии о механизме происшедшего события, о возможно причастных к нему лицах и т.д Все эти суждения, версии соотносятся с имеющейся информацией, и те из них, которые не подтверждаются, отбрасываются.
Определение путей, средств и методов решения задачи. На данном этапе определяется направления поисков, а также способы решения частных задач, что обычно отражается в развернутом плане расследования по уголовному делу.
Решение задачи. Решение познавательных задач по делу продолжается на всем протяжении следствия. На каждом этапе расследования преступления следователь активно использует результаты всей своей предшествующей деятельности по делу, новую поступающую к нему информацию.
Применительно к различным следственным ситуациям следователь использует те или иные тактические комбинации, своеобразную программу деятельности в виде определенной совокупности следственно-розыскных действий, нацеленных на раскрытие преступления.
Сопоставление полученных результатов с исходными условиями задачи. Если полученные результаты соответствуют объективным условиям задачи и получают доказательственное подтверждение, мыслительный процесс завершается; если же нет — продолжается до тех пор, пока не будет достигнут положительный результат, соответствующий поставленной задаче. В ходе мыслительного процесса широко используются различные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция и др.
Многие вопросы, в разрешении которых принимают участие юристы, имеют остроконфликтный характер. Все это, безусловно, не может не оказывать определенного влияния на характер мышления юриста. Перечислим основные качества, которыми оно должно характеризоваться.
Познавательная активность, легкость генерирования идей. В этом свойстве проявляются поисковая активность сознания, отражение в нем различных явлений, их свойств и связей. Например, приступая к расследованию преступления, следователь активно стремится найти нужные доказательства, выдвигая различные идеи, объясняющие суть происшедшего. Важную роль в этом процессе играет желание и умение взглянуть на исследуемое событие под разными углами зрения, проанализировав различные варианты объяснения данного явления.
Познавательная активность мышления следователя проявляется также в способности к «сцеплению» идей — свойстве мышления объединять различные, порой ничем внешне не связанные сведения и на этой основе находить новые объяснения происшедшего. Глубина, широта мышления. Эти качества дополняют друг друга. Глубина мышления определяется степенью проникновения в сущность изучаемого объекта. Напротив, широта мышления характеризуется охватом не только границ изучаемого явления, но и смежных с ним областей познания. Если юрист не привык глубоко вникать в исследуемые события, у него вырабатывается поверхностное отношение к делу.
При отсутствии широты мышления, затратив много времени и сил на изучение отдельных, частных вопросов, можно упустить главное Прогностичность, рефлексивность мышления. Данное качество тесно связано с активностью мышления, его глубиной и широтой. Принимая решение по любому делу, опытный юрист всегда предвидит последствия своих действий, прогнозирует возможное поведение участников процесса, иных лиц, заинтересованных в результатах рассмотрения спора, готовит соответствующие контрдоводы, аргументы для того, чтобы отстоять собственную точку зрения или вовремя от нее отказаться, предусмотрев заранее дополнительные, компромиссные варианты.
Бегство к свободе
Мы можем проследить историческую инвалидацию психологической теории дальше по направлению к распространенным в западной культуре представлениям. Самым важным здесь, по-видимому, является беспокойство, который люди испытывают при уменьшении числа их альтернативных способов реагирования. По Фромму (Fromm, 1941), нормальное развитие включа ...
Общие понятия о памяти. Виды памяти
Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение материала.
Физиологическая основа памяти: образование, сохранение, актуализация временных нервных связей в коре головного мозга.
Нарушение внимания и памяти – распад личности.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняют ...
Особенности подростковой наркомании, её причины и тенденции
Наркомания — болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.
В России, как, впрочем, и повсюду в мире, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет.
И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобще ...