«Исследование способностей к наукам»

В 1575 г. в испанском городе Баэса вышла в свет небольшая книга под названием «Исследование способностей к наукам». Её ав­тор— Хуан Уарте был известен своим согражданам не как писа­тель, но как опытный врач, уже снискавший себе уважение жителей этого города своими знаниями и, по свидетельству некоторых источников, мужественным поведением в борьбе против постиг­шего город в 1566 г. несчастья — эпидемии чумы. Эта книга была его первой и единственной.

Она была готова в 1574 г., но тогда не вышла в свет из-за препятствий, чинимых инквизицией. Уарте был вынужден зано­во отредактировать и переделать ряд мест по требованию комис­саров инквизиции.

Книга имела большой успех. В течение трех лет она была переиздана четыре раза. С 1579 г. в инквизицию начинают поступать доносы на Уарте и его книгу. В 1581 г. португальская инквизиция включает книгу в список запрещенных книг, а в 1583 г. ее примеру последовала испанская инквизиция. Позднее книга Уарте была за­прещена также и в Риме.

Подготавливая свою книгу к переизданию, Хуан Уарте творче­ски переработал ее, дополнив рядом глав. Новое издание книги, осуществленное его сыном Луисом Уарте, вышло в Баэсе, в 1594 г., когда Уарте, по всей вероятности, уже не было в живых.

Это издание существенно отлича­лось от издания 1575 года. В нем было 22 главы (вместо 15 глав в первом издании). Первая и вторая главы были написаны заново, снята 7-я глава первого издания, которая была запрещена инк­визицией.

Книга Уарте поразила смелостью мыслей, глубиной постав­ленных вопросов, великолепным языком и остроумием выражений. Она не представляла собой изолированного явления в культурной жизни страны и перекликалась с целым рядом философских и ес­тественнонаучных произведений других испанских авторов.

В Исследовании способностей к наукам Уарте рассматривает следующие вопросы:

· почему люди придерживаются различных мнений в своих суждениях?

· что такое дарование, и какие различные виды его обнаруживаются в человече­ском роде?

· Какие различия, существую­щие между людьми, неспособными к наукам ?

· Какая природа де­лает мальчика способным к обучению?

· Какое значе­ние имеет темперамент для того, чтобы человек стал благоразумным и добронравным?

· Какая часть тела должна быть хорошо устроена для того, чтобы юноша был способным?

· Из каких качеств происходят виды дарований человека?

· Тленна или смертна душа?

· Какие виды дарований имеются в человеческом роде?

· Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию?

· Какая существует зависимость между различными дарованиями?

· К какому роду способностей принадлежит военное искусство, и по каким, признакам можно узнать человека, обладающего этим талантом?

· К какому виду дарования относится королевская власть и какими признаками должен обладать тот, кто имеет такое дарования?

· Какие условия следует соблюдать для того, чтобы способности сохранились у образовавшихся и уже родившихся детей?

Из всех поставленных вопросов можно выделить четыре основных, упомянутых в введении :

1. «Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой .» ?

2. «Какие виды дарования имеются в человеческом роде .»?

3. «Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности .»?

4. «По каким признакам можно узнать соответствующее дарование…»?

Рассмотрение этих вопросов и является основой психологической концепции индивидуальных различий Хуана Уарте, именно поэтому они и стали предметиом нашего исследования.


Теоретический обзор. Теория внимания
Специфическое значение внимания как выражения отношения личности к объекту сделало это понятие особенно дискуссионным. Представители английской эмпирической психологии – ассоционисты – вовсе не включали внимание в систему психологии, для них не существовало ни личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них н ...

Основные формы развития индивидуальности
Каждая из групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде в биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном, активном взаимодействии человека с миром, природой осуществляется индивидуальное развитие человека. В ...

«Какие виды дарования имеются в человеческом роде...»?
Слово «ingenio» (дарование), которое происходит от глагола «ingenero» (создаю, порождаю), который обозначает порождение пути себя цельной и истинной фигуры, представляющей в живом виде природу предмета, изучаемого наукой. Цицерон определил ум так: «Понятливость и память, которая носит название ума» Мы не можем подробно разбирать, какие ...