Использование
детского рисункаСтраница 2
Уши – орган восприятия критики и вообще любого мнения другого человека о себе. Уши крупные или слишком подчеркнутые встречаются на рисунках у детей, склонных к слуховой галлюцинации, особо чувствительных к критике. Маленькие уши или их отсутствие указывает на стремление ребенка не принимать никакой критики, заглушить ее.
Глаза, закрытые или спрятанные, свидетельствует о сильном стремлении избегать неприятных, визуальных воздействий. Большие расширенные глаза - о тревожности, беспокойстве, потребности в защите. Лицо с глазами «точечками» или «щелочками» несет в себе внутренний запрет на плач, выражает потребность в зависимости.
Рот – символ агрессивности. Особый знак агрессивности – четко нарисованные зубы. Рот наподобие клоунского – вынужденная приветливость, неадекватное чувство. Персонаж вообще без рта или со ртом «точечкой» («черточкой») не имеет возможности словесно влиять на других людей. Нос в психоаналитической традиции трактуется как сексуальный символ. Такая трактовка представляется наиболее спорной. Конечности – руки и ноги – появляются на рисунке ребенка достаточно рано в виде палочек или сосисок. Момент, когда ребенок почувствует себя на что-то способным обнаружить в рисунке просто: у человека появляются кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда с пальцами, причем пальцев не обязательно 5. Если пальцев больше, чем 5 то ребенок чувствует себя более оснащенным, сильным (если на левой руке – то в сфере семейных отношений, если на правой руке – то за пределами семьи: в саду, во дворе), если меньше – то более слабым чем окружающие.
Анализ особенности нарисованных фигур при проведении методик «Рисунок семьи», «Рисунок группы» в целом совпадает с интерпретацией, описанной относительно отдельной человеческой фигуры. Индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствует об отношении ребенка к конкретным членам группы. Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисованием, что отражается в большом количестве деталей тела, декорировании, использовании разных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности его графической презентации.
Интерпретация процесса рисования, как правило довольно субъективна и в основном опирается на практический опыт специалиста, проводящего тестирование.
Е.А. Панько предприняла попытку исследования микросреды детей школьного возраста посредствам анализа их рисунков. Привлекает детские рисунки для изучения взаимоотношений ребенка с окружающими, она исходила из того, что в своем творчестве школьник отражает окружающую действительность. Отражение реального мира в детском рисунке детерминировано возрастными и индивидуальными особенностями, условиями жизни ребенка, наличием обучения и его качеством.
При анализе Е.А. Панько в рисунках принимала во внимание их содержание, размещение изображенных людей на листе бумаги, использование цвета, краски, цветовой фон, линия, учитывались и словесные дополнения, пояснение испытуемого к рисунку. Для изучения выражения в рисунке ребенка отношения к сверстнику и к самому себе была разработана методика цветового фона. Она основана на значимости выразительности функций цвета для человека и представляет собой модифицированный вариант теста Люшера. Каждому ребенку давали набор разноцветных листов бумаги (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный) и предлагалось сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится. Ответ фиксировался. Затем детям были вновь даны такие же листы бумаги, на любом из которых им предлагалось изобразить в 1серии - себя, во 2 – своего друга, в 3 сверстника, к которому испытуемый проявляет негативное отношение. Е.А. Панько исследовала возрастные группы и выявила, что младшие школьники отдают предпочтение красному фону – дети старшего возраста - отдают синему цвету.
Характерно так же было стремление детей передать свое отношение к сверстникам с помощью содержания рисунка, линий, аксессуаров. Так, рисуя сверстников, старшие школьники изображали их занятыми любыми делами, высоко оцениваемыми взрослыми. Испытуемые изображали обычно своих друзей в красивой одежде, украшенной орнаментами, рисовали у них в руках или рядом с ними цветы. Эксперименты Е.А. Панько проведенные с помощью методики «цветного фона» свидетельствуют о наличии дифференцированного отношения школьников к сверстникам и способности передать это отношение в рисунке.
Общение: структура и функции. Механизмы и эффекты общения
Общение это такой вид контактов, когда взаимодействующими сторонами являются живые существа (в широком смысле). Межличностное общение – это процесс, который осуществляется с помощью средств речевого и неречевого воздействия, предполагает взаимодействие между несколькими людьми, в результате которого возникает психологический контакт и о ...
Лидер формальный и неформальный
Желание быть лидером присуще не малому числу людей. Но одного только желания и даже усилий по его реализации все же оказывается еще недостаточно. В качестве лидера человек должен быть, прежде всего, воспринят членами своей группы. Что же лежит в основе подобного восприятия? Почему именно в одном из членов группы коллеги склонны усматрив ...
К интеграции академической и прикладной науки
Среди академических психологов существует глубокое предубеждение против прикладных исследований, предубеждение, которое проявляется в cфокусированности престижных научных журналов на чисто академической тематике и в зависимости научной карьеры психолога от его вклада именно в чистую, а не в прикладную науку. Частично это предубеждение о ...