Опытно- экспериментальная работа по эффективности использования игры как
способ всестороннего развития детей. Диагностика
творческих способностей у дошкольниковСтраница 1
Гипотеза: Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что развитие творчества у старших дошкольников в игре возможно, если создаются следующие условия:
· создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада;
· гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;
· специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в игре.
Для подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи опытно-экспериментальной работы:
· выявить особенности проявления творческих способностей у детей дошкольного возраста.
· Выяснить условия используемые педагогом в работе по развитию творчества
· Провести сравнительный анализ результатов исследования.
Опытно-экспериментальная работа.
С этой целью мы использовали игровые умения, представленные в методике Н. Я. Михайленко: умение обыгрывать предметы, заменять реальные предметы условными, строить ролевое взаимодействия, использовать ролевой диалог, умение придумывать новый оригинальный сюжет, варьирование известной игры, гибкость изменении традиционного хода игры, способность принимать измененный сюжет [п 1].
Для оценки игровых проявлений детей были выделены критерии развития творчества, разработанные Торренсом и Гилфордом:
· оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры;
· быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;
· гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;
· вариативность, т. е. способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.
Для аналитической обработки результатов исследования нами были выделены три уровня развития творческих способностей у дошкольника в игре:
III уровень – низкий. Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи (трудность при адаптации к новой игровой задаче).
Использует известный вариант.
II уровень – средний. Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принять новый замысел. Затрудняется в предложении нового использования предметов.
I уровень – высокий. Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.
Для подведения результатов исследования весь материал необходимо было представить в форме таблицы. В таблице фиксировали оценки умений детей проявлять себя творчески. Для этого была выбрана трехбалльная система: одним баллом оценивали низкий уровень проявления креативности, двумя баллами – средний, тремя баллами – высокий уровень (см. приложение 1).
Для определения уровня креативности в игре, мы предложили детям следующие задания:
Задание № 1 "способность оригинально обыграть игрушку". В группу вносилась игрушка "лиса Алиса" и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса". Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой.
Для оценки этого задания были выделены три уровня:
I уровень - высокий – соответствует тому, что игрушка оригинально обыгрывается, ребенок быстро, ярко начинает играть в нее, с желанием принимать игрушку, рассматривает ее, обращается к ней особым образом, включает ее в особый свой собственный сюжет.
II уровень – средний. Ребенок легко принимает игрушку, рассматривает ее, использует уже известный сюжет, новый вариант не предлагает, может использовать сюжет, предложенный взрослым или другими детьми.
III уровень - низкий. Ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, новых вариантов сюжета не придумывает, быстро устает от игрушки и оставляет ее.
Оценка уровней обыгрывания игрушки проводилась по критериям развития креативности, описанным выше, показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом.
Результаты вносились в таблицу (см. приложение № 4).
Задание № 2. Детям предлагалось придумать сюжет по условию: "Как бы ты играл, если в твою семью приехал доктор Айболит?".
Для оценки задания были выделены три уровня:
I уровень – высокий. Умение придумать оригинальный сюжет. Оценивается тремя баллами.
II уровень – средний. Сюжет заимствован от взрослых или из мультфильмов – два балла.
Стили педагогического общения
Проблемы общения разрабатывались педагогами и психологами на протяжении длительного периода времени, поскольку процесс социализации человеческой личности невозможен без общения.
Понятие общения является сложным и многогранным. Так, М.И. Лисина характеризует общение как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на с ...
Психологические воззрения Ибн Рушда
Ибн Рушд (Ибн Рошд Абу-ль-Валид Мухаммед Ибн Ахмед), или Аверроэс (1126-1198) известный арабский мыслитель, приверженец опытного, точного знания, последний из крупных оригинальных представителей арабского перипатеизма, критик Аристотеля и Ибн Сины.
Родился в 1126 году, в Кордове. Ибн Рушд жил в Андалусии (Испания), а затем в Марокко, г ...
Уровни эмоционального реагирования по С.Л. Рубинштейну
С.Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.
Первый — это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия — неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, как специализированными, местно ...